Устойчивое развитие в Яндексе в 2023 году

Создаём и развиваем технологии, чтобы приносить пользу людям, бизнесу и обществу
Отчёт в комиксах
Девять современных художников рассказали, как Яндекс помогал людям в 2023 году

Отчёт в цифрах

Качество и безопасность сервисов

Мы делаем сервисы Яндекса полезными, безопасными и удобными для всех и регулярно обновляем наши цифровые продукты, чтобы они отвечали самым актуальным потребностям пользователей
50 млн
подозрительных попыток входа в более чем в 20 млн аккаунтов пользователей предотвратил Яндекс ID
service logo
> 97 млрд
входящих писем обработала технология «Спамооборона» Яндекс 360, из которых около 21,3 млрд оказались вредоносным спамом, который не доставили получателям или заблокировали
service logo
1,3 млрд
звонков обработал определитель номера в приложении Яндекс с Алисой, 54% из которых пометил как нежелательные
service logo
service logo
8
иностранных языков доступны в режиме перевода и пересказа видео на русский язык в Браузере
service logo
card image

Технологии генеративных нейросетей

  • YandexGPT работает уже в 17 сервисах Яндекса на конец мая 2024 года
  • Генеративные нейросети Яндекса помогают пользователям создавать, редактировать и суммаризировать тексты, переводить видео с иностранных языков на русский и озвучивать их, придумывать новые идеи, готовиться к экзаменам и не только
  • Яндекс стал единственной компанией из России в рейтинге мировых лидеров развития искусственного интеллекта
service logo
Защита детей в цифровой среде
Детский аккаунт Яндекс ID работает в Поиске, Браузере, Кинопоиске и других сервисах. К нему автоматически применяется фильтр, который скрывает не подходящий по возрасту контент. Яндекс Музыка, Кинопоиск и Букмейт предлагают подборки образовательного и развлекательного детского контента, а Алиса умеет включать детский режим автоматически, когда с ней разговаривает ребёнок.
Политики безопасности сервисов такси и доставки
В Яндекс Такси и сервисах доставки (Еда, Лавка, Доставка и Деливери) опубликованы политики безопасности. В них собрана информация об инструментах, которые помогают предотвращать ДТП и другие опасные ситуации при взаимодействии с сервисами. Среди инструментов — мониторинг скорости и манеры вождения, выявление потенциально опасных сценариев поездок, страхование жизни и здоровья на случай ДТП и другие.
Высокодетализированные карты для водителей
Представили карты нового поколения для водителей, на которых дороги отображаются как в реальном городе: с разметкой по полосам, парковочными местами и островками безопасности. Такие подробности позволяют проще ориентироваться в пути — особенно на сложных развязках.

Инклюзия

Мы развиваем наши сервисы и продукты по принципу «технологии для каждого». Они должны быть доступны и комфортны для всех людей, независимо от их возраста или особенностей здоровья
13
сервисов Яндекса адаптированы для незрячих пользователей на конец марта 2024 года Адаптированы Яндекс Такси, Лавка, Поиск, Браузер, Диск, Карты (веб-версия), приложения Почты и Переводчика, Яндекс с Алисой, Умная камера, приложения Яндекс Музыки, Букмейта и Кинопоиска
service logo
> 600 тысяч
поездок с выбором специальных возможностей совершили пользователи Яндекс Go в России за 2023 год
service logo
> 1 млн
организаций в 73 городах России с информацией о доступности есть в Яндекс Картах (на конец марта 2024 года)
service logo
> 119 тысяч
пользователей выбрали опцию «Специальные возможности» при поездках в Яндекс Go
service logo
card image

Доступность развлекательных сервисов

  • Букмейт, Яндекс Музыка и Кинопоиск адаптированы для незрячих пользователей
  • Более 70 фильмов и сериалов на Кинопоиске доступны с тифлокомментариями
  • Более 120 фильмов и сериалов на Кинопоиске получили расширенные субтитры для пользователей с нарушением слуха. Такие субтитры описывают все звуки, которые есть в кадре
service logo
service logo
service logo
Автоматические субтитры в Браузере
Яндекс Браузер научился создавать автоматические субтитры для видео и трансляций на русском языке на любых сайтах с помощью встроенной нейросети. Автоматическая генерация субтитров помогает комфортно просматривать видео людям с нарушениями слуха.
Новые исследования
По данным приложения Яндекс Браузер на iOS и Android мы выяснили, какие настройки доступности включают пользователи. Исследование призвано помочь бизнесу и разработчикам лучше понять, сколько пользователей нуждаются в поддержке функций доступности, сделать свои приложения полезнее и удобнее, а также привлечь новую аудиторию. Ещё мы изучили технические предпочтения незрячих пользователей — в другом исследовании рассказали, какие браузеры, операционные системы и программы экранного доступа наиболее популярны среди людей с нарушениями зрения.
Поддержка водителей с нарушениями слуха
Обновилась страница для глухих и слабослышащих людей на сайте для водителей-партнёров Яндекс Go. Добавлена информация о специальных функциях, ответы на популярные вопросы и список парков, которые уже работают с водителями с нарушениями слуха. Вся текстовая информация сопровождается видеороликами на русском жестовом языке (РЖЯ).

Партнёры

Платформы Яндекса дают возможность получать доход миллионам людей — как отдельным партнёрам, так и бизнесам. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничество с нами было комфортным, безопасным и выгодным
1,75 млн
активных водителей Такси во всех странах работы сервиса на декабрь 2023 года
service logo
> 60 млн ₽
выделили на развитие программы льготного питания для водителей и курьеров
service logo
На 18%
выросло число водителей-женщин, начавших сотрудничество с Яндекс Такси в России по сравнению с 2022 годом
service logo
На 31%
выросла сумма чаевых курьеров в заказах с указанной мечтой
service logo
card image

Удобство для партнёров

  • Единая платформа Яндекс Про даёт возможность партнёрам выбирать подходящий вариант сотрудничества с сервисами: выполнять поездки такси или доставлять заказы Лавки, Еды, Деливери, Маркета или Доставки
  • Яндекс Маркет расширил оферту для владельцев пунктов выдачи заказов: теперь можно зарабатывать на дополнительных услугах и участвовать в социальных проектах
  • Яндекс Лавка сотрудничает с локальными поставщиками: они могут продавать товары под своим брендом или производить продукцию под собственной торговой маркой сервиса, например, «Из Лавки»
service logo
service logo
service logo
Инвестиции в безопасность
В политиках безопасности Яндекс Такси и сервисов доставки (Еда, Лавка, Доставка и Деливери) мы рассказали об инструментах и технологиях, которые помогают снижать риски возникновения опасных ситуаций во время выполнения заказов и повышать комфорт наших партнёров. Среди них — защита персональных данных, страхование, помощь в соблюдении ПДД, мониторинг манеры вождения и многое другое.
Программа льготного питания для партнёров
Обновили программу питания от Яндекс Лавки для партнёров наших городских сервисов и инвестировали в неё более 60 млн ₽. Теперь курьерам и водителям доступны комплексные обеды из двух блюд со скидкой. Стоимость любого обеда — 95 ₽.
Финансовые сервисы
Появилась банковская карта Яндекса для самозанятых партнёров — с бесплатным обслуживанием и моментальным получением выплат без дополнительных сборов.
Расширение функций чаевых
Лавка запустила новый проект, чтобы поощрять исполнителей, которые хорошо выполнили заказ. Пользователи Яндекс Лавки теперь видят фото назначенного на доставку курьера и мечту, на которую он копит. При желании пользователь может оставить чаевые, чтобы помочь курьеру исполнить задуманное. Заказ с указанной мечтой приносит курьерам в среднем на 31% больше чаевых.

Образование

Мы предоставляем бесплатные возможности для обучения и развития в сфере IT для тех, кто учится или учит, и выступаем в роли проводника и помощника в мире IT-образования
6,2 млн
человек воспользовались бесплатными образовательными программами Яндекса
service logo
> 1,6 млн
учеников и более 72 тысяч учителей из 22 тысяч российских школ использовали Яндекс Учебник
service logo
16
вузов-партнёров готовят IT-специалистов при поддержке Яндекса
service logo
~ 100 тысяч
школьников использовали платформу для подготовки к ЕГЭ по информатике со встроенным ИИ-помощником
service logo
card image

Яндекс Практикум

  • 70 тысяч студентов закончили курсы Практикума за пять лет существования сервиса
  • 55% — доля женщин среди выпускников программ Практикума (в 2022 году — 48%)
  • Более 4 000 компаний-партнёров предлагают выпускникам вакансии
  • 2 000 компаний обучали своих сотрудников в Практикуме в 2023 году
service logo
Платформа для подготовки к ЕГЭ по информатике с ИИ-помощником
Яндекс Учебник запустил бесплатный сервис для подготовки к ЕГЭ по информатике со встроенным ИИ-помощником на базе нейросети YandexGPT. ИИ-помощник умеет задавать наводящие вопросы, ищет ошибки в коде, объясняет логику решения задачи и сложные термины.
Расширение программ Яндекс Лицея
Яндекс Лицей расширил линейку образовательных программ по промышленному программированию и запустил онлайн-обучение. Теперь бесплатно учиться в Лицее могут не только старшеклассники, но и студенты 1-2 курсов техникумов и колледжей. Это позволит подросткам из всех регионов России освоить востребованные навыки и сделать первые шаги в мире IT-профессий.
Кадровый резерв
Яндекс Учебник запустил бесплатную программу профессионального развития «Кадровый резерв» для школьных учителей информатики и студентов педагогических вузов. ​​Программа поможет получить современные знания об IT-технологиях и педагогических практиках: участники будут проходить курсы повышения квалификации, участвовать в профессиональных конкурсах и программе наставничества, проводить уроки и олимпиады для школьников.
Урок цифры
В 2023 году Яндекс провёл занятия в рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры». На уроке «Технологии, которые предсказывают погоду» школьники познакомились с IT-профессиями в метеорологии. А в рамках урока «Облачные технологии: в поисках снежного барса» узнали о технологиях компьютерного зрения и принципах обучения нейросетей, а также изучили устройство облачных сервисов и дата-центров.
YandexGPT в Практикуме
Яндекс Практикум запустил генеративные подсказки для студентов от YandexGPT. Нейросеть помогает студентам повторять пройденный материал, объясняет сложные фрагменты лекций более простым языком и напоминает определения.

Системная благотворительность

Мы развиваем инфраструктурный благотворительный фонд «Помощь рядом» и создаём простые и удобные инструменты для участия в системной благотворительности
> 500
некоммерческих организаций поддержал Яндекс в 2023 году
service logo
> 1 млн
пользователей округляли заказы в сервисах Яндекса на конец 2023 года
service logo
8
сервисов используют функцию округления на конец апреля 2024 года. В 2023 году к программе присоединились Самокаты и Деливери, а весной 2024 года — Доставка
service logo
271,8 млн ₽
собрали пользователи с помощью округления в приложениях Яндекса, на сайте, а также в рамках благотворительных акций. Яндекс пожертвовал 151 млн ₽ на деятельность фонда «Помощь рядом», а также зарезервировал 478,6 млн ₽ для выдачи грантов на цифровые сервисы
service logo
card image

Цифровые решения для НКО

  • Программа «Цифровые решения для НКО» полностью финансируется из средств Яндекса. Организации получают доступ к облачной платформе Yandex Cloud и виртуальному офису Яндекс 360 для бизнеса, а также гранты на социальную рекламу
  • 330 НКО получили бесплатный доступ к сервисам Яндекс 360 для бизнеса. В них входят корпоративная почта, календарь, облачное хранилище, редактор документов и сервисы для коммуникации
  • 346 НКО получили гранты на социальную рекламу. В Директе было запущено 1 518 рекламных кампаний от получателей грантов
service logo
Новая постоянная программа «Помощи рядом»
Совместно с Яндекс Маркетом запустилась ещё одна постоянная программа «Помощи рядом» — «Витрина для НКО». Теперь фонды могут на льготных условиях размещать свои товары в специальном разделе маркетплейса и использовать вырученные от продажи средства для развития своих проектов и помощи подопечным.
Поездки и доставка для НКО
Бесплатные поездки на такси стали доступны для фондов во всех населённых пунктах России, где работает сервис Яндекс Go. Также фонды теперь могут бесплатно пользоваться услугами Яндекс Доставки: отвозить товары первой необходимости в больницы и хосписы, отправлять и получать документы, доставлять крупногабаритные грузы.
Округление в новых сервисах
Функцию округления теперь можно настроить в Самокатах и Деливери — в дополнение к Такси, Еде, Лавке, Маркету и Заправкам. Весной 2024 года к программе присоединился сервис Яндекс Доставка. В 2023 году средняя сумма округления выросла с 7,24 до 8,34 ₽. Средства, собранные с округления, направляются в бюджет фонда «Помощь рядом» и расходуются на программы «Поездки и доставка для НКО» и «Товары для НКО». С января 2024 года Яндекс увеличил собственные ежемесячные вложения в программу округления с 12 млн до 15 млн рублей.
Бесплатный курс о социальной рекламе
На платформе Яндекс Практикума доступен бесплатный курс о работе с социальной рекламой. Он будет полезен сотрудникам благотворительных организаций, которые не имеют опыта работы с рекламными инструментами или с Директом.

Сотрудники

Нам важно, чтобы тем, кто выбирает работу в Яндексе, было интересно и комфортно развиваться вместе с нами и менять мир вокруг
31 101
человек работал в Яндексе в 2023 году — на 22% больше, чем годом ранее * Уникальное количество сотрудников, работавших во всех странах присутствия Яндекса в течение 2023 года, не является срезом на конец года
service logo
36%
доля женщин в штате Яндекса, 22% — в технических и околотехнических ролях (на уровне показателей других международных IT-компаний)
service logo
55%
стажёров принято в штат по итогам стажировок в 2023 году
service logo
26%
доля бывших стажёров среди разработчиков Яндекса
service logo
card image

Мотивация
и вовлеченность

  • 97% сотрудников считают, что Яндекс делает крутые продукты, которые помогают людям решать их задачи (по результатам опроса вовлечённости сотрудников в 2023 году)
  • Более 1 800 курсов доступны для сотрудников на образовательной платформе Квант, в 2023 году около 25 тысяч сотрудников пользовались Квантом ежемесячно
  • Более 3  500 человек выпустились из Летних школ Яндекса с момента запуска проекта в 2011 году. Около 50% из них стали стажёрами или сотрудниками Яндекса
service logo
Young&&Yandex
Мы берём на стажировку ребят, у которых пока мало опыта и знаний, и помогаем им расти. В 2023 году стажёрами Яндекса стали более 2 000 человек. Ещё в 2023 году в российских университетах была запущена программа амбассадоров Яндекса. Это новый формат работы с молодыми специалистами, когда студенты становятся инсайдерами Яндекса в вузах и помогают компании запускать различные проекты.
Новый сервис для развития карьеры внутри Яндекса
Запустили Space — внутреннее карьерное пространство для сотрудников. Сервис помогает сориентироваться в вакансиях Яндекса и выбрать подходящую, если сотрудник хочет пройти ротацию. Также доступны консультации с внешними экспертами, где можно получить помощь в решении вопросов, связанных с карьерой, например, как вырасти на текущей позиции или перейти в другую команду.
Расширение программы льгот
Расширили программу ДМС, добавив новые программы комплексных обследований. Изменили подход к питанию в офисах: в меню столовых появилось больше полезных блюд, в вендоматах и на кофепоинтах — больше полезных продуктов. Расширили возможности для занятия спортом — развиваем программу бесплатных тренировок в офисах по разным видам спорта, проводим тренировки спортивных команд сотрудников, открыли новый спортивный зал в московском офисе.

Экология

Мы стремимся снижать воздействие нашего бизнеса на окружающую среду: поддерживаем высокий уровень энергоэффективности инфраструктуры и строим эффективные процессы в сервисах доставки
97%
транспортной упаковки Маркета сделано из перерабатываемых материалов
service logo
100%
пакетов, используемых Лавкой для доставки заказов, сделано из перерабатываемых материалов
service logo
20%
заказов доставили в пункты выдачи заказов без дополнительной транспортной упаковки
service logo
~ 40 тысяч
проверенных пунктов приёма отходов в городах России отмечено в Яндекс Картах
service logo
card image

Технологии для экологии

  • Нейросети Yandex Cloud помогают прогнозировать Эль-Ниньо — аномальное повышение температуры воды в Тихом океане, способное вызвать природные бедствия: снегопады, засухи и пожары
  • Yandex Cloud запустил сервис для прогноза распространения выбросов вулканического пепла. Он помогает следить за пеплопадами и быстрее устранять их последствия
  • Yandex Cloud и студенты ШАД разработали нейросеть, которая по фотоловушкам находит на Алтае редких снежных барсов — так учёные могут определять места обитания и численность животных
service logo
Возврат пакетов в Лавке
В Яндекс Лавке появилась возможность вернуть доставочный пакет курьеру на переработку — не только пакеты Лавки, но и любые другие пакеты-маечки с маркировкой 2HDPE. За каждый возврат пользователь получает баллы Плюса, равные стоимости платы за доставочную упаковку. Собранные пакеты курьеры относят на склад Лавки, а Яндекс передаёт их партнёру для подготовки и отправки на переработку.
Сбор текстиля в ПВЗ Маркета
Маркет совместно с благотворительным фондом Яндекса «Помощь рядом» и некоммерческими организациями установили контейнеры для сбора ненужной одежды в пунктах выдачи заказов сервиса. С момента запуска проекта собрано более 9 тонн вещей, которые были направлены на благотворительные цели или на переработку.
Зарядные станции для электромобилей
В 2023 году сервис Яндекс Заправки открыл 150 электрозарядных станций (ЭЗС) в Москве и Санкт-Петербурге, включая восемь станций для быстрой зарядки. Пять из них установлены в хабе быстрых зарядных станций Яндекса в Санкт-Петербурге, который запущен совместно с Балтийской сетью ЭЗС.

Сейчас в приложении Заправок доступно более 1 000 зарядных станций партнёров.

Thu Jun 27 2024 13:34:46 GMT+0300 (Moscow Standard Time)