Углеродный след

Яндекс понимает всю важность последствий изменения климата и поэтому с полной осознанностью подходит к вопросу декарбонизации. В основе — оценка углеродного следа от собственной деятельности: основных источников выбросов и процессов, в рамках которых они образуются. Оценка помогает понять, какие изменения в бизнесе могут отразиться на динамике выбросов, и какие решения помогут двигаться в сторону углеродной нейтральности.

Статистика выбросов парниковых газов

Валовые и удельные выбросы парниковых газов

Выбросы парниковых газов и углеродоемкость, сводная гистограмма и тренд. Выбросы парниковых газов оцениваются в соответствии с руководством Greenhouse Gas Protocol (ссылка на документ доступна по ссылке). Расчёт выбросов Scope 2 вёдется по региональному методу. В 2020 году выбросы Scope 1 и Scope 2 составили 210850 тонн СО2-эквивалента. Прямые выбросы Scope 1 составили 94626 тонн CO2-эквивалента, косвенные энергетические выбросы Scope 2 составили 116224 CO2-эквивалента. В 2021 году выбросы Scope 1 и Scope 2 составили 257365 тонн СО2-эквивалента. Прямые выбросы Scope 1 составили 110916 тонн CO2-эквивалента, косвенные энергетические выбросы Scope 2 составили 146449 CO2-эквивалента. В 2022 году выбросы Scope 1 и Scope 2 составили 264170 тонн СО2-эквивалента. Прямые выбросы Scope 1 составили 100701 тонн CO2-эквивалента, косвенные энергетические выбросы Scope 2 составили 163468 CO2-эквивалента. Удельные выбросы Scope 1 и 2 на 1 млн рублей консолидированной выручки 0,97 тонны CO2-эквивалента в 2020 году. 0,72 тонны CO2-эквивалента в 2021 году. 0,51 тонны CO2-эквивалента в 2022 году.
Тренд углеродоёмкости на 1 миллион долларов США выручки. (Использованные значения выручки получены путем конвертации выручки в российских рублях в доллары США.). Чтобы данная метрика была сопоставима с показателями других компаний отрасли, мы предлагаем учитывать паритет покупательной способности. Как правило, компаниям, работающим на рынках с более высоким паритетом покупательной способности, требуется меньше ресурсов и времени, чтобы выручить 1 миллионов долларов США. 71.3 тонн CO2-эквивалента в 2020. 53.7 тонн CO2-эквивалента в 2021. 35.6 тонн CO2-эквивалента в 2022.
Тренд углеродоемкости на 1 Мегаватт-час потреблённой энергии. 0.27 тонн CO2-эквивалента в 2020. 0.27 тонн CO2-эквивалента в 2021. 0.255 тонн CO2-эквивалента в 2022.
Выбросы парниковых газов оцениваются в соответствии с руководством GHG Protocol. Расчёт выбросов Scope 2 вёдется по региональному методу.

Декарбонизация электропотребления

Развитие цифровых сервисов связано с ростом нагрузки на дата-центры, что в свою очередь приводит к росту углеродного следа вычислений. Наше стремление — сделать так, чтобы со временем энергопотребление дата-центров было углеродно нейтральным. Для этого Яндекс инвестирует в передовые технологии энергоэффективности, а также ищет пути перевода дата-центров на возобновляемую, низкоуглеродную энергию.
В 2021 году схема закупки зелёной энергии была разработана для дата-центра в городе Мянтсяля (Финляндия). Мы подписали соглашение о закупке ветряной энергии в объёмах, покрывающих 100% энергетических нужд объекта (в масштабах энергетических нужд всех дата-центров Яндекса — около 20%). Договор вступил в силу в январе 2022 года, и в первой половине года мы закупили более 24 тысяч МВт·ч зелёной энергии.
К сожалению, в связи с внешними обстоятельствами продолжить сотрудничество по условиям договора не удалось. Мы будем использовать данный опыт и искать новые возможности для реализации планов по декарбонизации электропотребления. Для этого мы также ведём диалог с участниками энергетического рынка в России, где расположены четыре дата-центра Яндекса.

Цифровые решения для декарбонизации

Мы хотим применять наши технологии, чтобы помочь пользователям, бизнесу, организациям и даже целым мегаполисам сократить свой углеродный след. Вот несколько примеров наших продуктов и услуг, которые служат этой цели.
Яндекс Маршрутизация — это b2b-сервис, который использует технологии искусственного интеллекта, чтобы оптимизировать маршруты доставки. Сервис автоматизирует планирование транспортных ресурсов и предлагает оптимальные маршруты для водителей, позволяя доставлять больше заказов меньшим количеством транспортных средств. Решение позволяет сократить долю холостых пробегов (пробегов без груза), а также обеспечить исполнителей заказами без простоев.
По нашим оценкам, только за счёт оптимизации пробега автопарка с помощью Маршрутизации, Яндекс Маркет смог сократить углеродный след на 5 035 тонн CO2-эквивалента.* Это равносильно выбросам от пробега более чем 1000 легковых машин за год.

*Оценка охватывала период в 12 месяцев с января по декабрь 2022 года. Расчёт производился в соответствии с методологией оценки выбросов от движимых источников, рекомендованной GHG Protocol. Объём сэкономленных выбросов равен разнице объёма выбросов парниковых газов от пробега в сценарии неиспользования Маршрутизации (сценарное значение) и объёма выбросов от фактических пробегов (фактическое значение). Сценарное значение получено путём умножения фактического значения на коэффициент эффективности Маршрутизации, который мы вывели на основе показателей снижения пробегов (общих и холостых) у клиентов сервиса. Фактическое значение рассчитано на основе данных о суммарном расходе топлива, где расход топлива — это сумма произведений пробегов транспортных средств и значений среднего расхода топлива на километр пробега.
Переход на облачные решения Яндекса позволяет клиентам не только снизить затраты на развёртывание, обслуживание и использование инфраструктуры, но и уменьшить углеродный след, передав его источник — вычисления — на сторону Яндекса. По данным международного исследования, проведённого в 2020 году, миграция в облако может существенно сократить энергопотребление (на 65%) и выбросы парниковых газов (на 84%).
Кроме того, чем эффективнее облачная инфраструктура, тем меньшее влияние облачные сервисы оказывают на окружающую среду. Благодаря нашим усилиям в области энергоэффективности, Yandex Cloud помогает не только декарбонизировать вычисления клиентов, но и снизить собственное воздействие на изменение климата. Дата-центры, где базируется Yandex Cloud, потребляют в четыре раза меньше энергии на обслуживание оборудования, чем среднестатистический дата-центр в мире.
Оптимизированные маршруты и использование различных видов транспорта — это факторы, которые позволяют сделать перемещения по городу более эффективными и менее углеродоёмкими.
Яндекс Карты помогают строить маршрут и определить время в пути с учётом доступности общественного транспорта, загруженности дорог и ремонтных работ, наличия велодорожек и многих других параметров. Алгоритмы автоматически предлагают самый короткий путь с точки зрения расстояния и времени в пути. Чтобы пользоваться общественным транспортом было удобнее, можно активизировать режим «Транспорт» в Яндекс Картах — с его помощью можно отслеживать автобусы, трамваи, троллейбусы и другой городской транспорт в режиме реального времени, а также проверять их актуальное расписание.
Снизить углеродный след, связанный с открытием и прочтением электронных писем, позволяют функции управления нежелательными рассылками в Яндекс Почте. Функция "Спамоборона" блокирует спам-письма или фильтрует их в отдельную папку, а возможность отписки от ненужных рассылок одним свайпом, появившаяся в 2022 году, помогают экономить время пользователей на работу с почтой и ресурсы устройства.
В 2021-2022 годах "Спамоборона" помогла избежать более 10 000 тонн CO2-эквивалента выбросов парниковых газов*. Для поглощения такого объёма выбросов потребовалось бы более 4 тысяч гектаров леса.

*По данным наиболее актуального из применимых исследований, с одним спам-письмом в среднем ассоциируется 0,3 грамма CO₂-эквивалента выбросов парниковых газов, а 52% этих выбросов приходится на открытие и прочтение письма. Мы применили допущение, что углеродный след спам-письма с вложением составляет 3,4 грамма CO -эквивалента, что в 11 раз выше среднего значения: ровно во столько раз среднее письмо с вложением (1 228 Кб) былотяжелее среднего веса письма без вложения (106 Кб) в 2022 году. Мы умножили значения выбросов (0,3 грамма для писем без вложений и 3,4 грамма для писем с вложениями) на фактическое количество отфильтрованных и недоставленных спам-писем (25 млрд писем без вложений, 187 млн писем с вложениями) и от этого значения рассчитали долю в 52%. Все недоставленные письма были приняты за письма без вложений. Используется допущение, что спам-письма не открывались пользователем.