Яндекс понимает всю важность последствий изменения климата и поэтому с полной осознанностью подходит к вопросу декарбонизации. В основе — оценка углеродного следа от собственной деятельности: основных источников выбросов и процессов, в рамках которых они образуются. Оценка помогает понять, какие изменения в бизнесе могут отразиться на динамике выбросов, и какие решения помогут двигаться в сторону углеродной нейтральности.
Статистика выбросов парниковых газов
Валовые и удельные выбросы парниковых газов
Выбросы парниковых газов и углеродоемкость, сводная гистограмма и тренд.
Выбросы парниковых газов оцениваются в соответствии с руководством Greenhouse Gas Protocol (ссылка на документ доступна по ссылке). Расчёт выбросов Scope 2 вёдется по региональному методу.
В 2019 году выбросы Scope 1 и Scope 2 составили 187336 тонн СО2-эквивалента. Прямые выбросы Scope 1 составили 85402 тонн CO2-эквивалента, косвенные энергетические выбросы Scope 2 составили 101934 CO2-эквивалента.
В 2020 году выбросы Scope 1 и Scope 2 составили 210856 тонн СО2-эквивалента. Прямые выбросы Scope 1 составили 94633 тонн CO2-эквивалента, косвенные энергетические выбросы Scope 2 составили 116223 CO2-эквивалента.
В 2021 году выбросы Scope 1 и Scope 2 составили 257280 тонн СО2-эквивалента. Прямые выбросы Scope 1 составили 110831 тонн CO2-эквивалента, косвенные энергетические выбросы Scope 2 составили 146449 CO2-эквивалента.
Удельные выбросы Scope 1 и 2 на 1 млн рублей консолидированной выручки
1,07 тонны CO2-эквивалента в 2019 году.
0,97 тонны CO2-эквивалента в 2020 году.
0,72 тонны CO2-эквивалента в 2021 году.
Тренд углеродоёмкости на 1 миллион долларов США выручки.
(Использованные значения выручки получены путем конвертации выручки в российских рублях в доллары США.).
Чтобы данная метрика была сопоставима с показателями других компаний отрасли, мы предлагаем учитывать паритет покупательной способности. Как правило, компаниям, работающим на рынках с более высоким паритетом покупательной способности, требуется меньше ресурсов и времени, чтобы выручить 1 миллионов долларов США.
84.2 тонн CO2-эквивалента в 2019.
71.3 тонн CO2-эквивалента в 2020.
53.7 тонн CO2-эквивалента в 2021.
Тренд углеродоемкости на 1 Мегаватт-час потреблённой энергии.
0.27 тонн CO2-эквивалента в 2019.
0.27 тонн CO2-эквивалента в 2020.
0.27 тонн CO2-эквивалента в 2021.
Выбросы парниковых газов оцениваются в соответствии с руководством Greenhouse Gas Protocol. Расчёт выбросов Scope 2 вёдется по региональному методу.
Декарбонизация электропотребления
Развитие цифровых сервисов связано с ростом нагрузки на дата-центры, что в свою очередь приводит к росту углеродного следа вычислений. Наше стремление — сделать так, чтобы со временем энергопотребление дата-центров было углеродно нейтральным. Для этого Яндекс инвестирует в передовые технологии энергоэффективности, а также ищет пути перевода дата-центров на возобновляемую, низкоуглеродную энергию.
В 2021 году схема закупки зелёной энергии была разработана для дата-центра в городе Мянтсяля (Финляндия). Мы подписали соглашение о закупке ветряной энергии в объёмах, покрывающих 100% энергетических нужд объекта (в масштабах энергетических нужд всех дата-центров Яндекса — около 20%). Договор вступил в силу в январе 2022 года, однако после февраля 2022 года продолжить сотрудничество по условиям договора не удалось. Мы будем использовать данный опыт и искать новые возможности для реализации планов по декарбонизации электропотребления. Для этого мы также ведём диалог с участниками энергетического рынка в России, где расположены четыре дата-центра Яндекса.
Цифровые решения для декарбонизации
Мы хотим применять наши технологии, чтобы помочь пользователям, бизнесу, организациям и даже целым мегаполисам сократить свой углеродный след. Вот несколько примеров наших продуктов и услуг, которые служат этой цели.
Яндекс Маршрутизация — это b2b-сервис, который использует технологии искусственного интеллекта, чтобы оптимизировать маршруты доставки. Сервис автоматизирует планирование транспортных ресурсов и предлагает оптимальные маршруты для водителей, позволяя доставлять больше заказов меньшим количеством транспортных средств. Решение позволяет сократить долю холостых пробегов (пробегов без груза), а также обеспечить исполнителей заказами без простоев.
По нашим оценкам, только за счёт оптимизации пробега автопарка с помощью Маршрутизации, Яндекс Маркет смог сократить углеродный след на 4 975 тонн CO2-эквивалента. Это равносильно выбросам от пробега более чем 1000 легковых машин за год.
*Оценка охватывала период в 12 месяцев с апреля 2021 года по март 2022 года. Расчёт производился в соответствии с методологией оценки выбросов от движимых источников, рекомендованной GHG Protocol. Объём сэкономленных выбросов равен разнице объёма выбросов парниковых газов от пробега в сценарии неиспользования Маршрутизации (сценарное значение) и объёма выбросов от фактических пробегов (фактическое значение). Сценарное значение получено путём умножения фактического значения на коэффициент эффективности Маршрутизации, который мы вывели на основе показателей снижения пробегов (общих и холостых) у клиентов сервиса. Фактическое значение рассчитано на основе данных о суммарном расходе топлива, где расход топлива — это сумма произведений пробегов транспортных средств и значений среднего расхода топлива на километр пробега.
Переход на облачные решения Яндекса позволяет клиентам не только снизить затраты на развёртывание, обслуживание и использование инфраструктуры, но и уменьшить углеродный след, передав его источник — вычисления — на сторону Яндекса. По данным международного исследования, проведённого в 2020 году, миграция в облако может существенно сократить энергопотребление (на 65%) и выбросы парниковых газов (на 84%).
Кроме того, чем эффективнее облачная инфраструктура, тем меньшее влияние облачные сервисы оказывают на окружающую среду. Благодаря нашим усилиям в области энергоэффективности, Yandex Cloud помогает не только декарбонизировать вычисления клиентов, но и снизить собственное воздействие на изменение климата.
Оптимизированные маршруты и использование различных видов транспорта — это факторы, которые позволяют сделать перемещения по городу более эффективными и менее углеродоёмкими.
Яндекс Карты помогают строить маршрут и определить время в пути с учётом доступности общественного транспорта, загруженности дорог и ремонтных работ, наличия велодорожек и многих других параметров. Алгоритмы автоматически предлагают самый короткий путь с точки зрения расстояния и времени в пути. Чтобы пользоваться общественным транспортом было удобнее, можно активизировать режим «Транспорт» в Яндекс Картах — с его помощью можно отслеживать автобусы, трамваи, троллейбусы и другой городской транспорт в режиме реального времени, а также проверять их актуальное расписание.