Упаковка и отходы

Мы стремимся строить эффективные процессы: экономично расходовать материалы, учитывать возможность их переработки и повторного использования. Мы руководствуемся тем, чтобы упаковка была оптимальна под размер товара и без излишеств, с минимальным воздействием на окружающую среду в рамках всего жизненного цикла, но при этом прочная, чтобы товар добрался до покупателя без повреждений.

Чтобы убедиться, что мы выбираем оптимальные упаковочные решения из всех возможных, мы проводим исследования с использованием научных подходов, а также тестируем продукцию. А ещё мы выстраиваем партнёрства — нам важно знать мнение тех, кто сотрудничает с нашими сервисами, учитывать их опыт и совместно находить устойчивые решения.

Данные по упаковке и переработке

Упаковка в Яндекс Маркете

Статистические данные об упаковке а Яндекс Маркете, график с объёмами используемой упаковки. 2876 тонн в 2019. 6358 тонн в 2020. 10934 тонн в 2021. Рост потребления материалов обусловлен ростом бизнеса. В 2021 году показатель GMV Маркета вырос в 2,8 раза, количество заказов — более чем в 3 раза, в то время как количество используемой упаковки увеличилось в 1,7 раза. Это говорит об оптимизации расхода упаковки в пересчёте на один заказ.
Рост потребления материалов обусловлен ростом бизнеса. В 2021 году показатель GMV Маркета вырос в 2,8 раза, количество заказов — более чем в 3 раза, в то время как количество используемой упаковки увеличилось в 1,7 раза. Это говорит об оптимизации расхода упаковки в пересчёте на один заказ.
Статистические данные об упаковке а Яндекс Маркете, график с типами используемой упаковки. В 2020 году 92% использованной упаковки было из переработанных или повторно использованных материалов. Справка - 84% упаковки составлял картон, 7% составляла бумага, 2% составляли другие материалы. В 2021 году 91% использованной упаковки было из переработанных или повторно использованных материалов. Tooltip – 74% паковки составлял картон, 11% составляла бумага, 6% составляли другие материалы.
Переработанные или повторно используемые материалы

Некоторые факты

900 000+

коробок и доставочных пакетов было сэкономлено за месяц после внедрения мер по сокращению избыточной упаковки в Яндекс Маркете

91%

всей доставочной упаковки Яндекс Маркета — из переработанных или повторно использованных материалов. Например, из вторичного картона сделано 100 % доставочных коробок

84%

всех упаковок продуктов, произведённых под брендом Яндекс Лавки, были изготовлены из устойчивых (переработанных или подлежащих переработке) материалов

66%

от известного нам объёма отходов, образованных на складах и в ходе производства продуктов Лавки, было направлено на переработку в 2021 году

Выбор оптимальной упаковки

Чтобы выбрать наиболее устойчивый вариант упаковки из возможных, мы тестируем материалы и полагаемся на научные методы в оценке их экологического воздействия.

Оптимизация упаковки в Маркете

Прежде чем попасть к покупателю, товары, заказанные на Яндекс Маркете, проходят через логистические центры, где их хранят, собирают в заказ, упаковывают и отправляют на доставку. Упаковка — часто необходимая составляющая доставки: она защищает заводскую упаковку товаров (или сам товар, если у него нет собственной упаковки) от повреждений, а ещё отделяет продукты, которые могут испортить другие товары или по требованиям стандартов не могут друг с другом соседствовать.
Чтобы оптимизировать упаковочные решения в соответствии с экологическими и экономическими интересами сервиса, мы ввели целый комплекс мер: отказались от излишней доупаковки товаров, которые в этом не нуждаются, добавили несколько альтернативных вариантов упаковки, повысили точность выбора их подходящего размера, обновили рекомендации по использованию материалов. Уже первые результаты показывают, что меры помогают снижать затраты на упаковку.

Анализ жизненного цикла (LCA) доставочных пакетов Лавки

Экологический след упаковки зависит не только от возможности её утилизации, но и от воздействия на окружающую среду, которое оказали другие этапы её жизненного цикла, среди них — добыча и переработка сырья, производство материала, доставка готовой упаковки и её использование по назначению. Понимание экологичности разных процессов и контекста, в котором они протекают, является важной базой для оценки «устойчивости» упаковочных решений.
Яндекс стал первой российской компанией, который применил моделирование жизненного цикла для оценки устойчивости доступных упаковочных альтернатив. В 2020 году мы оценили жизненные циклы доставочных пакетов, которые являлись подходящими вариантами для Яндекс Лавки — полиэтилена низкого и высокого давления, а также бумажных пакетов из первичной целлюлозы.

Взаимодействие с партнёрами и пользователями

Рекомендации по упаковке для поставщиков

Яндекс Лавка делает покупку продуктов быстрой и удобной. Чтобы поддерживать высокое качество доставки, сервис уделяет особое внимание бережному обращению с продукцией, а также соблюдению требований по их безопасному хранению. Это предполагает использование упаковки и обёртки.
Мы разработали рекомендации по упаковке для производителей товаров под брендом Лавки, производителей готовых блюд, а также поставщиков овощей и фруктов. Они призваны помочь в изготовлении продуктов с улучшенными экологическими характеристиками. Рекомендации основаны на мнениях экспертов-экологов и учитывают отзывы поставщиков о возможностях использования разных типов упаковки.

Рекомендации по переработке для пользователей

Устойчивость упаковки зависит в том числе и от поведения потребителей. Нам важно, чтобы наши пользователи знали, какую упаковку они могут сдать в переработку, и как это можно сделать. Мы разработали отдельный сайт с полезной информацией о том, как читать упаковочную маркировку, как подготовить упаковку к переработке и где в городе найти места приёма вторсырья.

Отказ от пластиковой посуды

Одноразовые приборы (вилки, ножи, ложки, палочки для суши, размешиватели для напитков) практически невозможно отобрать для переработки из-за малого размера. В 2021 году Яндекс Еда по умолчанию перестала добавлять пластиковые приборы в заказы пользователей из ресторанов и кафе. Мы также инструктируем рестораны не включать одноразовые предметы (например, салфетки) в заказ, если пользователь специально не попросит об этом.

Переработка электроники

Вторая жизнь офисной техники

Чтобы обеспечивать высокий уровень производительности и комфорта, Яндекс регулярно обновляет рабочую технику сотрудников. В результате многие ноутбуки, смартфоны и другие устройства списываются до того, как они теряют свою работоспособность. Продлить жизнь устаревшей электронике помогает программа продажи офисной техники сотрудникам за небольшую цену.
В период с 2018 по 2021 год 5 419 устройств нашли новых владельцев. А электроника, которую уже нельзя использовать повторно, Яндекс передаёт партнёрам по переработке для извлечения полезных фракций и грамотной утилизации.

Переработка умных устройств

С 2020 года мы реализуем программу утилизации умных устройств Яндекса: Станции, имеющие заводской брак или возвращённые пользователем, мы направляем на переработку для извлечения полезных фракций.
В 2021 году была утилизирована первая партия техники, в результате чего более 98% плат и микросхем, металлов, пластика и резины, из которых были сделаны устройства, удалось возвратить в экономику для повторного использования. Извлеченный пластик может быть переработан в высококачественные гранулы или использоваться в качестве топливной добавки, а переработанная резина может быть применена в строительстве.