Упаковка и отходы

Мы стремимся строить эффективные процессы: экономично расходовать материалы, учитывать возможность их переработки и повторного использования. Мы руководствуемся тем, чтобы упаковка была оптимальна под размер товара и без излишеств, с минимальным воздействием на окружающую среду в рамках всего жизненного цикла, но при этом прочная, чтобы товар добрался до покупателя без повреждений.

Чтобы убедиться, что мы выбираем оптимальные упаковочные решения из всех возможных, мы проводим исследования с использованием научных подходов, а также тестируем продукцию. А ещё мы выстраиваем партнёрства — нам важно знать мнение тех, кто сотрудничает с нашими сервисами, учитывать их опыт и совместно находить устойчивые решения.

Данные по упаковке и переработке

Упаковка в Яндекс Маркете

Статистические данные об упаковке а Яндекс Маркете, график с объёмами используемой упаковки. 6358 тонн в 2020. 10934 тонн в 2021. 3250 тонн в 2022. В 2022 году Яндекс Маркет доставил пользователям почти в два раза больше заказов, чем в 2021 году. При этом объём использованных материалов упаковки снизился на 70%. Это является результатом мер по оптимизации упаковки, которые мы начали внедрять с конца 2021 года.
В 2022 году Яндекс Маркет доставил пользователям почти в два раза больше заказов, чем в 2021 году. При этом объём использованных материалов упаковки снизился на 70%. Это является результатом мер по оптимизации упаковки, которые мы начали внедрять с конца 2021 года.
Статистические данные об упаковке а Яндекс Маркете, график с типами используемой упаковки. В 2020 году 95% использованной упаковки было из материалов, подлежащих переработке или повторному использованию. Справка - 84% упаковки составлял картон, 7% составляла бумага, 4% составляли другие материалы. В 2021 году 96% использованной упаковки было из материалов, подлежащих переработке или повторному использованию. Справка – 74% упаковки составлял картон, 11% составляла бумага, 4% составлял перерабатываемый пластик (стретч-плёнка), 6% составляли другие материалы. В 2022 году 97% использованной упаковки было из материалов, подлежащих переработке или повторному использованию. Справка – 52% упаковки составлял картон, 32% составлял перерабатываемый пластик (пакеты из ПВД и стретч-плёнка), 13% составляла бумага, 3% составляли другие материалы.
Перерабатываемые материалы

Некоторые факты

1 600+ тонн

картона и бумаги-наполнителя сэкономил
Яндекс Маркет за счёт диверсификации упаковки: перевода части заказов на курьерские пакеты, сделанные из перерабатываемых материалов

97%

всей доставочной упаковки Яндекс Маркета подлежит переработке, а 70% сделано из вторичных или переработанных материалов. Например, из вторичного картона сделано 100% доставочных коробок, в составе курьерского пакета — 30% переработанного пластика

76%

всех упаковок продуктов, произведённых под брендом Яндекс Лавки, были изготовлены из устойчивых (переработанных или подлежащих переработке) материалов

487 тонн

одноразовых тар и поддонов сэкономила
Яндекс Лавка благодаря использованию оборотных ящиков при транспортировке товаров из распределительного центра

Выбор оптимальной упаковки

Чтобы выбрать наиболее устойчивый вариант упаковки из возможных, мы тестируем материалы и полагаемся на научные методы в оценке их экологического воздействия.

Оптимизация упаковки в Маркете

Прежде чем попасть к покупателю, товары, заказанные на Яндекс Маркете, проходят через логистические центры, где их хранят, собирают в заказ, упаковывают и отправляют на доставку. Упаковка — часто необходимая составляющая доставки: она защищает заводскую упаковку товаров (или сам товар, если у него нет собственной упаковки) от повреждений, а ещё отделяет продукты, которые могут испортить другие товары или по требованиям стандартов не могут друг с другом соседствовать.
Чтобы оптимизировать упаковочные решения в соответствии с экологическими и экономическими интересами сервиса, мы ввели целый комплекс мер: отказались от излишней доупаковки товаров, которые в этом не нуждаются, добавили несколько альтернативных вариантов упаковки, повысили точность выбора их подходящего размера, обновили рекомендации по использованию материалов. Уже первые результаты показывают, что меры помогают снижать затраты на упаковку.

Анализ жизненного цикла (LCA) доставочных пакетов Лавки

Экологический след упаковки зависит не только от возможности её утилизации, но и от воздействия на окружающую среду, которое оказали другие этапы её жизненного цикла, среди них — добыча и переработка сырья, производство материала, доставка готовой упаковки и её использование по назначению. Понимание экологичности разных процессов и контекста, в котором они протекают, является важной базой для оценки «устойчивости» упаковочных решений.
Яндекс стал первой российской компанией, который применил моделирование жизненного цикла для оценки устойчивости доступных упаковочных альтернатив. В 2020 году мы оценили жизненные циклы доставочных пакетов, которые являлись подходящими вариантами для Яндекс Лавки — полиэтилена низкого и высокого давления, а также бумажных пакетов из первичной целлюлозы.

Взаимодействие с партнёрами и пользователями

Рекомендации по упаковке для поставщиков

Яндекс Лавка делает покупку продуктов быстрой и удобной. Чтобы поддерживать высокое качество доставки, сервис уделяет особое внимание бережному обращению с продукцией, а также соблюдению требований по их безопасному хранению. Это предполагает использование упаковки и обёртки.
Мы разработали рекомендации по упаковке для производителей товаров под брендом Лавки, производителей готовых блюд, а также поставщиков овощей и фруктов. Они призваны помочь в изготовлении продуктов с улучшенными экологическими характеристиками. Рекомендации основаны на мнениях экспертов-экологов и учитывают отзывы поставщиков о возможностях использования разных типов упаковки.

Рекомендации по переработке для пользователей

Устойчивость упаковки зависит в том числе и от поведения потребителей. Чтобы пользователям было проще понять, можно ли упаковку переработать, Яндекс Лавка добавила коды переработки материала упаковки (маркировку) в карточки товаров СТМ и готовой еды от поставщиков, а также разработала отдельный сайт с полезными советами по подготовке упаковки к сдаче на переработку.
Найти пункты пункты сбора вторсырья можно в Яндекс Картах — мы добавили информацию более чем о 24 тысячах пунктов сбора, которые проверили наши партнёры.

Отказ от пластиковой посуды

Одноразовые приборы (вилки, ножи, ложки, палочки для суши, размешиватели для напитков) практически невозможно отобрать для переработки из-за малого размера. В 2021 году Яндекс Еда по умолчанию перестала добавлять пластиковые приборы в заказы пользователей из ресторанов и кафе. Мы также инструктируем рестораны не включать одноразовые предметы (например, салфетки) в заказ, если пользователь специально не попросит об этом.
Результаты получились такими: за 2022 год без приборов было доставлено 79% заказов, что позволило сэкономить более 200 тонн пластика.

Переработка офисных отходов и электроники

Офисное вторсырьё

В 2021 году мы запустили программу экологизации офисов для создания удобных условий развития экопривычек. Другая важная задача программы — сделать осязаемой пользу от экологически ответственного поведения сотрудников.
А в 2022 году полностью обновили систему раздельного сбора в Москве: она стала полностью прозрачной, а ещё логистически опимизированной. Если раньше мы отправляли отходы операторам из каждого офиса отдельно, то теперь стали свозить и хранить всё вторсырьё из офисов на наш логистический склад в Московской области, а уже оттуда отправлять его на переработку. Мы точно знаем, что происходит с накопленным вторсырьём, поскольку выбрали проверенных партнёров-переработчиков, от которых получаем регулярные отчёты.
Система раздельного сбора работает на стыке экологической и социальной ответственности. За полгода существования новой системы раздельного сбора (с июля по декабрь 2022 года) мы выручили 354 тысяч рублей за передачу картона и пластика на переработку, и эту сумму направили в фонд "Помощь рядом" для реализации благотворительных программ.

Вторая жизнь офисной техники

Чтобы обеспечивать высокий уровень производительности и комфорта, Яндекс регулярно обновляет рабочую технику сотрудников. В результате многие ноутбуки, смартфоны и другие устройства списываются до того, как они теряют свою работоспособность. Продлить жизнь устаревшей электронике помогает программа продажи офисной техники сотрудникам за небольшую цену.
В период с 2018 по 2022 год 7 446 устройств нашли новых владельцев. А электроника, которую уже нельзя использовать повторно, Яндекс передаёт партнёрам по переработке для извлечения полезных фракций и грамотной утилизации.
В 2022 году нам также удалось реализовать корпоративные мобильные устройства через раздел уценённых товаров на Яндекс Маркете, а вырученные средства — 160 тысяч рублей — перечислить в фонд "Помощь рядом" для поддержки благотворительных программ. С 2023 года 10% средств, вырученных от утилизации старой офисной техники, будут перечисляться в фонд.
С 2022 года программа утилизации техники расширилась: теперь мы собираем и отдаём на переработку не только корпоративную, но и личную технику сотрудников. Дважды в год мы оборудуем три вида точек сбора личной техники в офисах: урны для бытовой техники, для зарядных устройств, а также цифровых носителей информации. В 2022 году мы собрали и передали на переработку более 500 кг личной техники. Более 96% объёма — полезные фракции, которые вернутся в экономику в качестве вторсырья.