Упаковка и отходы

Мы стремимся строить эффективные процессы: экономично расходовать материалы, учитывать возможность их переработки и повторного использования. Мы руководствуемся тем, чтобы упаковка была оптимальна под размер товара и без излишеств, с минимальным воздействием на окружающую среду в рамках всего жизненного цикла, но при этом прочная, чтобы товар добрался до покупателя без повреждений.

Чтобы убедиться, что мы выбираем оптимальные упаковочные решения из всех возможных, мы проводим исследования с использованием научных подходов, а также тестируем продукцию. А ещё мы выстраиваем партнёрства — нам важно знать мнение тех, кто сотрудничает с нашими сервисами, учитывать их опыт и совместно находить устойчивые решения.

Данные по упаковке и переработке

Упаковка в Яндекс Маркете

Статистические данные об упаковке в Яндекс Маркете, график с объёмами используемой упаковки. 10934 тонн в 2021. 3250 тонн в 2022. 6356 тонн в 2023.
Количество заказов, отгруженных с фулфилмент-центров Маркета, выросло более чем в два раза по сравнению с 2022 годом, при этом рост общего объёма затраченных упаковочных материалов был ниже темпов роста заказов на 28 процентных пунктов, а стоимость упаковки одного заказа снизилась в два раза.
Статистические данные об упаковке а Яндекс Маркете, график с типами используемой упаковки. В 2021 году 96% использованной упаковки было из материалов, подлежащих переработке или повторному использованию. Справка – 74% упаковки составлял картон, 11% составляла бумага, 4% составлял перерабатываемый пластик (стретч-плёнка), 6% составляли другие материалы. В 2022 году 97% использованной упаковки было из материалов, подлежащих переработке или повторному использованию. Справка – 52% упаковки составлял картон, 32% составлял перерабатываемый пластик (пакеты из ПВД и стретч-плёнка), 13% составляла бумага, 3% составляли другие материалы. В 2023 году 97% использованной упаковки было из материалов, подлежащих переработке или повторному использованию. Справка – 47% упаковки составлял картон, 42% составлял перерабатываемый пластик (пакеты из ПВД и стретч-плёнка), 6% составляла бумага, 5% составляли другие материалы.
Перерабатываемые материалы

Некоторые факты

97%

всей доставочной упаковки Яндекс Маркета подлежит переработке, а почти 60% упаковки сделано из вторичных или переработанных материалов

> 20%

заказов доставлены в пункты выдачи заказов Яндекс Маркета без дополнительной транспортной упаковки

100%

доставочных пакетов Яндекс Лавки, а также 70% единиц упаковки продуктов питания, выпускаемых под брендом Лавки, изготовлены из устойчивых материалов

6 126 тонн

одноразовых картонных коробов сэкономила Яндекс Лавка за счёт использования оборотных решений в доставке

Выбор оптимальной упаковки

Чтобы выбрать наиболее устойчивый вариант упаковки из возможных, мы тестируем материалы и полагаемся на научные методы в оценке их экологического воздействия.

Оптимизация упаковки в Маркете

Прежде чем попасть к покупателю, товары, заказанные на Яндекс Маркете, проходят через логистические центры, где их хранят, собирают в заказ, упаковывают и отправляют на доставку. Упаковка — часто необходимая составляющая доставки: она защищает заводскую упаковку товаров (или сам товар, если у него нет собственной упаковки) от повреждений, а ещё отделяет продукты, которые могут испортить другие товары или по требованиям стандартов не могут друг с другом соседствовать.
Чтобы оптимизировать упаковочные решения в соответствии с экологическими и экономическими интересами сервиса, мы ввели целый комплекс мер: отказались от излишней доупаковки товаров, которые в этом не нуждаются, добавили несколько альтернативных вариантов упаковки, повысили точность выбора их подходящего размера, обновили рекомендации по использованию материалов. Результаты показывают, что такие меры помогают снижать затраты на упаковку.

Анализ жизненного цикла (LCA) доставочных пакетов Лавки

Экологический след упаковки зависит не только от возможности её утилизации, но и от воздействия на окружающую среду, которое оказали другие этапы её жизненного цикла, среди них — добыча и переработка сырья, производство материала, доставка готовой упаковки и её использование по назначению. Понимание экологичности разных процессов и контекста, в котором они протекают, является важной базой для оценки «устойчивости» упаковочных решений.
Яндекс стал первой российской компанией, которая применила моделирование жизненного цикла для оценки устойчивости доступных упаковочных альтернатив. В 2020 году мы оценили жизненные циклы доставочных пакетов, которые являлись подходящими вариантами для Яндекс Лавки — полиэтилена низкого и высокого давления, а также бумажных пакетов из первичной целлюлозы.

Взаимодействие с партнёрами и пользователями

Рекомендации по упаковке для поставщиков

Яндекс Лавка делает покупку продуктов быстрой и удобной. Чтобы поддерживать высокое качество доставки, сервис уделяет особое внимание бережному обращению с продукцией, а также соблюдению требований по их безопасному хранению. Это предполагает использование упаковки и обёртки.
Мы разработали рекомендации по упаковке для производителей товаров под брендом Лавки, производителей готовых блюд, а также поставщиков овощей и фруктов. Они призваны помочь в изготовлении продуктов с улучшенными экологическими характеристиками. Рекомендации основаны на мнениях экспертов-экологов и учитывают отзывы поставщиков о возможностях использования разных типов упаковки.

Рекомендации по переработке для пользователей

Устойчивость упаковки зависит в том числе и от поведения потребителей. Чтобы пользователям было проще понять, можно ли переработать упаковку, Яндекс Лавка указывает коды переработки материала упаковки (маркировку) в карточках товаров СТМ и готовой еды от поставщиков. У сервиса также есть отдельный сайт с полезными советами по подготовке упаковки к сдаче на переработку.
Найти пункты пункты сбора вторсырья можно в Яндекс Картах — они содержат информацию о более чем 40 тысячах пунктов сбора, которые проверили наши партнёры.

Возврат пакетов в Лавке

В 2023 году Яндекс Лавка запустила возможность возврата доставочных пакетов через курьера — отдать можно не только пакеты Лавки, но и любые пакеты-маечки с маркировкой 2HDPE.
Возвращать пакеты можно в любом количестве и каждый раз, как курьер привезёт новый заказ: он заберёт пакеты и отметит, что упаковка принята. За каждый возврат пользователь получает баллы Плюса, равные стоимости платы за доставочную упаковку, которые может потратить в сервисах Яндекса. Собранные пакеты курьеры складывают в специальную сумку и относят на склад сервиса, откуда Яндекс передаёт их партнёру для подготовки и отправки на переработку.
С момента запуска опции было собрано 17,5 тонн пакетов, из которых 16 тонн подготовили для переработки.

Переработка офисных отходов и электроники

Офисное вторсырьё

Раздельный сбор отходов существует в Яндексе уже несколько лет: внедрён в Москве, в восьми региональных офисах и на некоторых других объектах.
Например, в Москве наша система раздельного сбора логистически оптимизирована, а ещё полностью прозрачна. Вторсырьё из офисов отправляется на наш логистический склад в Московской области, а уже оттуда — на переработку. Мы точно знаем, что происходит с накопленным вторсырьём, поскольку выбрали проверенных партнёров-переработчиков, от которых получаем регулярные отчёты.
Помимо картона, бумаги, пластика, стекла и металла, мы собираем и отдаём на переработку более редкие фракции: текстиль, батарейки, аккумуляторы и даже электронные сигарет. В 2023 году более 150 тонн офисных отходов было направлено на переработку.
Сотрудники, разделяющие отходы в офисах, поддерживают не только экологические, но и благотворительные инициативы Яндекса. В 2023 году мы выручили более миллиона рублей в рамках программ раздельного сбора отходов в офисах (от продажи бумаги и пластика) и в ходе Экомарафона для сотрудников. Эта сумма была направлена в фонд "Помощь рядом" для реализации благотворительных программ.

Вторая жизнь офисной техники

Чтобы продлить жизненный цикл устаревшей, но исправной офисной техники, мы предлагаем её сотрудникам для выкупа по доступной цене. Техника, выведенная из эксплуатации, направляется на переработку. В 2023 году сотрудники выкупили более 1 300 единиц исправной корпоративной техники, а на переработку отправилось 500 кг техники, выведенной из эксплуатации.
Мы собираем и отдаём на переработку не только корпоративную, но и личную технику сотрудников. Дважды в год мы оборудуем места для её утилизации в офисах: контейнеры для бытовой техники, аксессуаров, а также цифровых носителей информации. В 2023 году приём личной техники сотрудников был организован в 10 городах. Всего на переработку было направлено 948 кг техники, из которой было извлечено более 900 кг полезных фракций — металлов, пластика, стекла.
За переработку техники отвечает наш партнёр по утилизации отходов электронного и электротехнического оборудования. Техника отвозится на предприятие, где её сортируют, разбирают, прессуют или переплавляют — в зависимости от компонентов. Партнёр предоставляет нам подробные отчёты с результатами утилизации.