FAQ

Управление устойчивым развитием

Направления повестки в области устойчивого развития были сформулированы по итогам большой аналитической работы. Мы собрали информацию о всех текущих инициативах в разных частях Яндекса, связанных с вопросами устойчивого развития, систематизировали их и определили, какие задачи в рамках Целей в области устойчивого развития ООН они помогают решать. Дополнительно изучили мировые тренды: возможности цифровых решений для повышения «устойчивости», связанные с этим сложности, отраслевой опыт. Ещё мы опросили более 2 000 людей — наших сотрудников и топ-менеджеров, партнёров, поставщиков, инвесторов — чтобы понять, что важно для них, и где, по их мнению, Яндекс имеет все возможности быть полезным.
Оформившиеся направления — это как традиционные основы нашего бизнеса, так и новые возможности для того, чтобы становиться «устойчивее», а также помогать пользователям наших цифровых продуктов на этом пути.
Мы понимаем, что многим важно понимать, куда мы движемся и чего хотим достичь. Для того, чтобы определять цели, нужно понять, что имеется на старте. Поэтому сперва мы стремимся получить объективую оценку о том, где мы находимся сейчас — и в течение ближайших нескольких лет будем работать над тем, чтобы определить целевые показатели по направлениям. О результатах, планах и задачах мы продолжим рассказывать прозрачно — на этой странице и в Отчётах о прогрессе в области устойчивого развития.
Участвует. Результаты деятельности в области устойчивого развития рассматривает Комитет по корпоративному управлению. Это закреплено в уставе Комитета. Члены Комитета, председателем которого является председатель совета директоров, встречаются не реже одного раза в квартал для того, чтобы обсудить ESG-повестку компании и конкретных подразделений, а также утвердить задачи совместно с руководителями разных подразделений.
Стратегические приоритеты согласует руководство компании после того, как они были рассмотрены советом директоров. Ответственность за реализацию конкретных проектов и инициатив делегируется руководителям бизнес-юнитов и подразделений, а результаты деятельности рассматриваются как на уровне топ-менеджмента, так и в рамках текущей бизнес-деятельности команд. Мониторинг результатов координируется Директором по устойчивому развитию, менеджером группы по устойчивому развитию, а также руководителями команд, реализующих проекты.
Проекты в области устойчивого развития в основном инициируются командами. Это соответствует тем ценностям, которые разделяют сотрудники Яндекса: открытость, равенство мнений и инновационность. Идеи, возникшие в рамках конкретного департамента, затем могут быть преобразованы в инициативы масштаба всего сервиса или даже всей компании. Для этого инициаторам важно получить поддержку тех функций, которые будут задействованы в реализации проекта, а также защитить проект перед руководителями. В некоторых случаях требуется дополнительное согласование с юристами. Результаты отслеживаются как внутри самих команд, так и на уровне руководителей направлений, и обсуждаются с топ-менеджментом.
Мы рассматриваем возможность такой привязки, однако не рассчитываем представить конкретные метрики в течение ближайших 12-24 месяцев, в том числе по причине сложной ситуации на рынке. Наши финансовые и операционные метрики, которые часто служат КПЭ для топ-менеджеров, уже отражают результаты по разным направлениям устойчивого развития. Рост выручки, к примеру, сопряжён с успешной деятельностью в области информационной безопасности, привлечения и удержания кадров. Такие метрики, как нулевое количество инцидентов утечек персональных данных, нежелательная текучесть, энергоэффективность серверного оборудования, эффективность маршрутизации доставок и другие, служат КПЭ при оценивании работы соответствующих функций, их руководителей и команд.
Да. Полный текст Политики по борьбе со взяточничеством может быть предоставлен по запросу. Положения о противодействии коррупции и взяточничеству также включены в Правила деловой и корпоративной этики группы компаний Яндекса.
Согласно Политике по борьбе со взяточничеством, Яндекс запрещает:
  • Прямо или косвенно обещать, предлагать или предоставлять любому государственному служащему какое-либо неправомерное преимущество для этого служащего или любого другого лица с тем, чтобы этот государственный служащий выполнил или воздержался от выполнения определённых действий при осуществлении своих функций (активный подкуп);
  • Прямо или косвенно соглашаться с просьбой или ходатайствовать или разрешать кому-либо соглашаться с просьбой или ходатайствовать в пользу государственного служащего о получении финансовой или иной выгоды (пассивный подкуп).
Запрет не ограничивается денежными выплатами. Он также включает обещание, предоставление, предложение или получение подарков; развлекательных мероприятий, угощений и путешествий; предоставлений в натуральной форме, в том числе пожертвования; возможностей в сфере бизнеса, занятости или инвестиций; инсайдерской информации, используемой в торговле ценными бумагами или товарами; персональных скидок или кредитов; вознаграждений за упрощение формальностей; содействия или поддержки в отношении членов семей государственных служащих, а также других привилегий или выгоды.

Сервисы для устойчивого развития

Задача нашего бизнеса — помогать людям решать их повседневные задачи и и приносить пользу обществу при помощи инноваций и современных технологий. Таким образом все затраты на развитие цифровых сервисов и продуктов (их объёмы раскрываются в годовой отчетности Яндекса, доступной по ссылке) можно классифицировать как инвестиции в инновации, связанные с устойчивым развитием.
Вот несколько примеров цифровых сервисов Яндекса в контексте устойчивого развития:
  • Поисковые технологии Яндекса обеспечивают доступ к информации в удаленных регионах. Ещё одна важная задача, которую решают наши поисковые технологии — безопасность цифрового пространства. Мы видим свою задачу в том, чтобы оградить наших пользователей от различных онлайн-угроз — от информации, призванной причинить вред, до кражи важных данных. Поисковые алгоритмы Яндекса используют критерии применимости и надёжности контента для ранжирования ресурсов в поисковой выдаче, а платформа Кью объединяет проверенных экспертов в разных областях для того, чтобы пользователи смогли задать вопросы и получить ответы, которым можно доверять.
  • Райдтех-сервисы (Такси, Драйв, Самокаты) предоставляют доступные и комфортные возможности перемещения по городу — в частности для тех, у кого нет собственного автомобиля или для кого доступ к общественному транспорту затруднён. Сервис заказа такси Яндекс Go адаптирован для людей с инвалидностью: приложение полностью доступно для слепых пользователей, а при заказе такси можно выбрать специальные опции, важные для людей с ограничением здоровья. Например, пользователь может попросить помочь найти машину, общаться с ним только текстом, разместить в салоне собаку-поводыря или погрузить инвалидное кресло в багажник. В период пика пандемии наши райдтех-сервисы также являлись одним из немногих способов передвижения, отвечающих требованиям самоизоляции. Сервис такси Яндекс Go подключен к благотворительной программе «Поездки для НКО», реализуемой благотворительным фондом «Помощь рядом»: пользователи могут округлить стоимость поездки, а разница пойдет на организацию бесплатных поездок в такси для маломобильных подопечных благотворительных фондов.
  • Фудтех-сервисы (Еда, Маркет Деливери, Лавка) делают покупки продовольствия удобными для пользователей с ограниченной мобильностью — заказы доставляются прямо до двери. Приложение, в котором пользователь делает заказ, интегрирует различные рекомендации, например фильтры ингредиентов и отзывы о ресторанах, они упрощают выбор в пользу здорового рациона. Пользователи фудтех-сервисов Яндекса имеют возможность округлить стоимость заказа и тем самым поддержать постоянные программы благотворительного фонда «Помощи рядом».
  • Яндекс Маркет является площадкой для удобных и быстрых покупок широкого перечня товаров, в том числе товаров первой необходимости. Сервис содействует малому бизнесу и локальным производителям в расширении клиентской базы, а также упрощает процесс взаимодействия с покупателем. Партнёры-продавцы могут использовать Маркет как единое окно: Маркет разместит товары, свяжется с пользователем и доставит заказы покупателю.
  • Среди задач развлекательных сервисов — Музыки и Кинопоиска — популяризация творчества разных исполнителей и деятелей искусства, а также содействие саморазвитию пользователей и поддержка их психологического здоровья. Так, Яндекс Музыка насчитывает десятки подкастов, в рамках которых обсуждаются вопросы карьеры, лидерства и профессионального роста. Сервис также рекомендует плейлисты для медитаций и управления стрессом, которые основываются на индивидуальных предпочтениях пользователей.
  • Сервисы объявлений — Авто.ру, Аренда и Недвижимость — повышают надёжность приобретения подержанного автомобиля, съёма и покупки жилья. Сервисы используют процедуры верификации продавцов, проверки состояния имущества и документов, а ещё помогают безопасно заключать сделки купли-продажи.
  • Алгоритмы Яндекс Маршрутизации и Яндекс Карт строят оптимальные маршруты с учетом различных параметров, тем самым сокращая пробег транспортных средств и снижая их совокупный углеродный след. Больше деталей — на странице «Углеродный след» на сайте.
  • Сервис Яндекс Бизнес создан специально для поддержки малого бизнеса. Он объединяет несколько инструментов для привлечения клиентов и размещения рекламы в интернете. Например, функции онлайн-записи и умной клиентской базы. А при подключении рекламной подписки на рекламную сеть Яндекса малый бизнес может просто и быстро запустить рекламу сразу на нескольких площадках. Компании достаточно оформить месячную подписку, а Яндекс сам распределит бюджет и выберет, какая площадка и рекламный инструмент будут наиболее эффективными. Специальные условия для малого бизнеса предлагают многие сервисы Яндекса, например Яндекс 360, Вебмастер, Метрика, Кью и другие.

Управление кадрами

Разнообразие людей в команде очень важно для новаторства — это возможность услышать разные точки зрения и идеи. Мы не используем квоты при найме и приглашаем в команду тех, кто проявил себя лучше всего с профессиональной точки зрения, вне зависимости от пола, возраста, национальности, места рождения кандидата и любых других признаков, не относящихся к профессиональным качествам. Проживание кандидатов в удалённом регионе не помеха для трудоустройства (но и не является преимуществом при отборе): в случае получения предложения о работе им будет предложена помощь с переездом в города России, где расположены офисы Яндекса. В нашей команде работают люди из самых разных регионов страны и мира.
Мы понимаем, что сложившийся гендерный дисбаланс среди IT-кадров — это во многом следствие гендерного дисбаланса среди выпускников технических специальностей. В 2018–2019 годах доля женщин среди студентов российских технических образовательных программ была ниже 30% (доля остаётся на том же уровне и в 2022 году), и потому на рынке труда в 2022–2023 годах продолжают преобладать специалисты-мужчины. Гендерный дисбаланс среди студентов, в свою очередь, проистекает от стереотипов «мужских» и «женских» специальностей. С ними дети сталкиваются в раннем возрасте, задолго до того, как выбирают профессию и решают направить нам свои резюме.
В противовес целевому набору кандидатов, мы стремимся создавать равные возможности для получения качественных IT-навыков на разных этапах профессионального пути человека. Мы проводим бесплатную подготовку специалистов в области IT и математики, свободную от гендерных стереотипов. Программы разработаны как для школьников и студентов разных возрастов, так и для педагогов, которым важно понимать актуальные запросы бизнеса и уметь поддержать молодежь на их пути в IT. Подробнее об образовательных программах — в разделе «Образование для всех».
Наши сотрудники — это люди, которые стремятся к саморазвитию и которым важно бросать себе вызов. Поэтому мы делаем ставку на то, чтобы создать для них такую среду: побуждаем свободно мыслить, экспериментировать. Яндекс развивает множество сервисов в разных отраслях, и поэтому работа в Яндексе — это ещё и возможность узнать о том, как устроены разные бизнесы и процессы, а также запустить проекты в новых областях. Для многих наших сотрудников это особенно ценно и привлекательно.
Чтобы сотрудники не боялись экспериментировать и шли на разумные риски, мы используем комплексный подход к оценке индивидуальных результатов. В рамках регулярных ревью оценивается не только то, что было достигнуто, но и отношение сотрудника к делу — идейность, уровень вовлечённости, способность мыслить критически и многое другое. Мы понимаем, что многие бизнес-идеи могут потерпеть неудачу по самым разным причинам, и поэтому не хотим, чтобы «не взлетевшие» эксперименты становились поводом для низких оценок и мешали росту благосостояния сотрудников.
Ещё мы много инвестируем в программы социальной поддержки — это тоже один из факторов, почему людям нравится работать в Яндексе. Сотрудникам предлагаются расширенные программы поддержания физического и психологического здоровья, среди которых — доступ к качественным медицинским услугам по ДМС, бесплатные занятия спортом, консультации с психологом и психотерапевтом, массаж, компенсация питания в офисе и многое другое. Также действует система социальных льгот: жилищная программа, которая даёт право на получение льготных займов на покупку недвижимости, скидки у разных партнёров. Подробнее о льготах для сотрудников — на странице «Сотрудники Яндекса».
Все наши сотрудники обязаны соблюдать Правила деловой и корпоративной этики, согласно которым отношения на рабочем месте должны строиться на принципах взаимоуважения и этичного поведения, а любые проявления дискриминации запрещены. Мы обучаем всех наших сотрудников Правилам, а также побуждаем честно сообщать о случаях нарушений. Для этого мы выделили специальную горячую линию. Все сообщения, поступившие на данный электронный адрес, рассматриваются с соблюдением конфиденциальности заявителя. Жалобы разбирает специально созданная рабочая группа, в которую входят члена комитета по этике Яндекса — финансовый директор, HR-директор, руководители юридического департамента и департамента аудита. Для особо серьёзных случаев существует процедура обсуждений на встречах совета директоров.
Правила деловой и корпоративной этики Яндекса содержат положение, закрепляющее право сотрудников на заключение коллективных договоров. Отдельной политики нет.

Информационная безопасность и защита персональных данных

В Яндексе есть специальная Служба информационной безопасности, которая отвечает за обеспечение безопасности инфраструктуры Яндекса и отдельных сервисов, внедрение ведущих стандартов ИБ, мониторинг уязвимостей, проведение аудитов ИБ, расследование инцидентов и многое другое. Руководитель службы ИБ регулярно представляет результаты деятельности топ-менеджменту, а с 2021 года обсуждение вопросов ИБ стало обязательной частью повестки заседаний Комитета по аудиту совета директоров.
Вопросы защиты персональных данных на уровне топ-менеджмента курирует директор по защите данных (Chief Privacy Officer). Он выступает в роли посредника между сервисами Яндекса и службой ИБ и подтверждает, что данные надлежащим образом защищены, а пользовательские права — соблюдены во всех случаях, включая передачу данных между сервисами Яндекса, обмен данными с партнёрами и другие.
Один из способов снизить риск инцидентов — постоянный поиск уязвимостей. Для этого в компании действует процедура внутренних аудитов информационной безопасности. Наша команда ИБ постоянно проверяет работу систем и проводит тестирование на уязвимости, чтобы выявить слабые места. Например, во всех подразделениях Яндекса регулярно проводится аудит кода. Его цель — убедиться в отсутствии угроз и подтвердить, что все сервисы соблюдают правила и стандарты ИБ. Мы также ценим внешний вклад пользователей, поэтому привлекаем третьих лиц для обнаружения уязвимостей через нашу программу «Охота за ошибками», которая предусматривает денежное вознаграждение за успешно найденный недочет.
У нас есть политика управления инцидентами ИБ, где описаны конкретные действия, которые необходимо предпринять в случае инцидента. За исполнением правил следит Центр операционной безопасности (Security Operations Center, или SOC) — подразделение службы ИБ, специализирующееся на управлении инцидентами. В рамках регулярного мониторинга SOC может выявить «события безопасности» (то, что может стать причинами уязвимости), каждое из которых тщательно разбирается и устраняется. Если инцидент ставит под угрозу сохранность персональных данных, мы обязуемся проинформировать пользователей, чьи данные были скомпрометированы.
Мы стремимся, чтобы наши системы и процедуры кибербезопасности соответствовали самым строгим отраслевым стандартам. Сервисы Яндекса, связанные с получением, обработкой и хранением пользовательских данных, сертифицированы по стандарту ISO 27001 и соответствуют требованиям SOC 2. Ответственность за сохранность данных несут не только профильные специалисты, но и все сотрудники без исключения. Для них на ежегодной основе проводятся тренинги по защите данных.
Сервисы Яндекса, которые связаны с обработкой и хранением персональных данных, регулярно проходят внешние независимые аудиты, сертифицированы по по стандарту ISO 27001 и соответствуют требованиям SOC 2.
Yandex Cloud имеет дополнительные сертификаты соответствия стандартам ISO/IEC 27017, ISO/IEC 27018 и ISO/IEC 27701, которые регулируют предоставление и использование услуг облачных сервисов — это первая облачная платформа в России и СНГ, построенная по этим стандартам безопасности.
Полный список сертификатов в области информационной безопасности, которыми соответствуют сервисы Яндекса, можно найти на странице «Информационная безопасность и конфиденциальность данных».
Наша цель — предоставлять цифровые сервисы, которые помогают людям решать их задачи в офлайн- и онлайн-мире. Чтобы улучшать продукты и делать их высокоперсонализированными, ориентированными на каждого пользователя, мы собираем некоторые персональные данные, о чём указано в нашей Политике конфиденциальности.
Эти данные включают в себя информацию, которую пользователи предоставляют при создании учётной записи Яндекса (имя, номер телефона, адрес и т.д.); интернет-данные, такие как IP-адрес, cookie-файлы, информация о провайдере и устройстве; информация о действиях пользователя при использовании наших услуг, например, история поиска, «лайки-дизлайки», покупки; геолокационная информация (для адаптации сервисов с учетом местоположения). Информация собирается только с определённой целью, указанной в разделе 5 Политики конфиденциальности. Мы намеренно не собираем какие-либо чувствительные личные данные, такие как расовое происхождение или политические взгляды.
Пользователи Яндекса могут получить доступ к инструменту управления данными в своём личном кабинете Яндекс ID — он позволяет запросить полную копию данных, собранных о пользователе всеми основными сервисами Яндекса, а также удалить личные данные. Большая часть данных удаляется в течение 24 часов после получения запроса пользователя. Исключение составляют данные, которые нужно хранить определённое время по закону — их Яндекс перестаёт обрабатывать сразу после поступления запроса и удаляет, как только истечёт установленный срок.
Передача данных третьим лицам регулируется нашей Политикой конфиденциальности и осуществляется только при наличии законного основания. Правовые основания включают в себя следующее: если обработка необходима для предоставления запрашиваемой услуги, для выполнения наших юридических или нормативных обязательств или для улучшения наших продуктов или услуг, когда обработка не оказывает существенного влияния на основные права и свободы пользователя.
К третьим лицам могут относиться наши партнёры (поддерживающие сервисы Яндекса), а также регуляторы. Данные пользователя передаются госорганам только в том случае, если на это есть законные основания. Наша юридическая служба тщательно изучает каждый запрос на его правомерность. Любой запрос, не отвечающий всем процедурным и юридическим требованиям, отклоняется. Если запрос законный и информацию необходимо передать, мы гарантируем, что передача строго ограничивается только теми данными, которые необходимы для выполнения требования. В 2022 году мы отклонили каждый пятый запрос государственных органов на предоставление информации о пользователе, что сопоставимо споказателямит мировых IT-компаний на их внутренних рынках. О характере и масштабах запросов мы рассказываем в нашем отчёте — Transparency Report.

Окружающая среда и климат

В настоящий момент у нас нет формализованной стратегии в виде отдельного документа, при этом экологические и климатические вопросы — приоритеты нашей ESG-повестки. Несмотря на то, что нестабильная ситуация на рынке затрудняет долгосрочное целеполагание, мы продолжим оценивать воздействие нашей деятельности на окружающую среду, чтобы понимать, где и каким образом мы можем улучшиться. О том, какие экологические метрики мы замеряем, можно прочитать на странице «Углеродный след».
Для анализа эффективности наших мер по минимизации углеродного следа мы используем удельные метрики — показатели углеродоёмкости (или интенсивности выбросов на выбранный показатель, например, на единицу энергии, которую расходуют наши дата-центры). Тренды углеродоёмкости позволяют оценить качество изменений в бизнес-процессах, в то время как динамика абсолютных значений зачастую не является информативной, так как коррелирует с динамикой развития бизнеса. Например, масштабирование бизнеса обычно влечёт рост совокупных выбросов, продажа активов — снижение. Мы видим свою задачу в том, чтобы работать над планомерным снижением углеродоёмкости. Для этого мы:
  • Поддерживаем высокий уровень энергоэффективности серверной инфраструктуры. Среднегодовой показатель энергоэффективности наших дата-центров (PUE, или power usage effectiveness), введённых в эксплуатацию в течение последних 10 лет, находится на уровне 1,15 (идеальным считается показатель 1,0). Это значит, что сверх каждого ватта, затраченного серверами на вычисления, дата-центр расходует еще 15% энергии — например для охлаждения серверных стоек или освещения помещений. Это в четыре раза эффективнее, чем в среднем по миру в 2022 году. Ещё мы применяем технологию фрикулинга для охлаждения серверов, а нагретый серверами воздух перенаправляем для обогрева помещений в холодное время года. Это позволяет снизить затраты на тепло- и электроэнергию, а также отказаться от применения промышленных кондиционеров и использования воды и хладагентов. Больше информации — на странице «Энергоэффективность».
  • Прорабатываем возможности перехода на зеленую электроэнергию. В 2021 году схема закупки зелёной энергии была разработана для дата-центра в городе Мянтсяля (Финляндия). Мы подписали соглашение о закупке ветряной энергии в объёмах, покрывающих 100% нужд объекта (в масштабах энергетических нужд всех дата-центров Яндекса — около 20%). Договор вступил в силу в январе 2022 года, и в период с января по апрель 2022 года дата-центр закупил 24 611 МВт·ч зеленой энергии. Так как в связи с внешними обстоятельствами продолжить сотрудничество по условиям договора не удалось, мы продолжаем искать новые возможности для реализации планов по декарбонизации электропотребления.
  • Разрабатываем решения, позволяющие пользователям снижать их углеродный след. К примеру, клиенты Яндекс Маршрутизации оптимизируют логистические цепочки и сокращают пробеги, а Яндекс Карты, помогают построить маршруты с учётом многих параметров, таких как заторы или скоростные режимы трасс, влияющие на расход топлива в пути.
Показатели углеродоёмкости приведены на странице «Углеродный след», а также в последнем Отчёте о прогрессе в области устойчивого развития.
Поддержание передового уровня энергоэффективности — один из давних приоритетов. Этого удаётся достичь за счет реализации комплекса мер на протяжении всего жизненного цикла серверной инфраструктуры. Уже на этапе строительства дата-центров мы используем самые прогрессивные технологии, многие из которых разрабатываем сами, а в ходе эксплуатации добавляем новые решения, которые соответствуют самым строгим стандартам.
Уже на протяжении нескольких лет дата-центры Яндекса демонстрируют существенно более высокие показатели энергоэффективности, чем среднестатистические дата-центры. В 2022 году среднегодовой показатель энергоэффективности (PUE, или power usage effectiveness, идеальное значение которого — 1,0) всех дата-центров Яндекса составил 1,25, в то время как средний показатель по миру, согласно исследованию Uptime Institute, был на отметке 1,55. А дата-центры, введённые в эксплуатацию за последние 10 лет, показывают одно из передовых значений среди мировых ИТ-компаний — 1,15. Больше деталей — на странице «Энергоэффективность».
Среди энергоэффективных инноваций, которые используют наши дата-центры — системы охлаждения с применением технологии фрикулинга — использования уличного воздуха для охлаждения оборудования и отвода серверного тепла для обогрева помещений. Системами рекуперации тепла оборудованы дата-центры в Сасово, Владимире и Мянтсяля. В городе Мянтсяля мы c 2015 года теплом от серверов подогреваем воду, которую местные муниципальные службы направляют для отопления жилых домов. Яндекс стал одной из первых компаний, разработавших и внедривших подобную технологию. В период с 2019 по 2022 годы для отопления города было направлено более 80 тысяч МВт·ч серверного тепла, что эквивалентно энергии, затраченной за этот же срок примерно 2 500 финскими домохозяйствами для обогрева домов (согласно данным одного из финских энергопроизводителей).
Мы также следим, чтобы серверное оборудование отвечало нашим внутренним требованиям энергоэффективности. Так, специально разработанная архитектура суперкомпьютеров Яндекса позволяет проводить вычисления примерно в два раза быстрее, чем стандартная архитектура. Одновременно может решаться до 3 500 задач. За счёт этого оптимизируется энергопотребление: аналогичные вычисления традиционно бы тратили в 1,5–2 раза больше энергоресурсов. Суперкомпьютеры Яндекса входят в рейтинг мощнейших суперкомпьютеров мира.
Доставочные сервисы Яндекса работают сразу по нескольким направлениям: оптимизируют расход материалов, заменяют материалы на устойчивые (за такие мы принимаем материалы с содержанием вторичного сырья, подлежащие переработке и/или повторному использованию), взаимодействуют с партнёрами по вопросам упаковки, а также развивают экопривычки у пользователей при помощи специальных настроек сервисов — например, отказа от одноразовых приборов по умолчанию при заказе еды.
Так, Яндекс Маркет руководствуется правилом сокращения пустот и работает над повышением точности подбора размера упаковки. Упаковка автоматически подбирается под размер товаров, которые предоставляют продавцы-партнёры. Затем упаковщики дополнительно проверяют, что данные о размерах указаны корректно, а система предложила оптимальный вариант упаковки — особенно для товаров нестандартных форм. Часть заказов доставляется в перерабатываемых курьерских пакетах, которые повторяют форму товара. Мы также отказались от доупаковки товаров, если достаточно их собственной. Это, к примеру, блоки напитков или корма для животных. Дополнительно фиксировать крышки индивидуальных упаковок с напитками мы перестали по итогам тестов, которые подтвердили, что жидкости не разливались. За год внедрения мер по оптимизации упаковки Маркет сэкономил более 1 600 тонн картона и бумаги-наполнителя и снизил затраты на упаковку одного заказа вдвое (на фоне двухкратного роста среднемесячного количества заказов за тот же период).
Выбор в пользу устойчивых материалов закреплён в наших Правилах деловой и корпоративной этики. 100% доставочных коробок Яндекс Маркета сделаны из вторичного картона, а с начала 2022 года мы используем курьерские пакеты и пакеты для доставки товаров, на 30% состоящие из переработанных материалов. В Яндекс Лавке для доставочных пакетов был выбран полиэтилен низкого давления (ПНД или HDPE), который подлежит переработке. Он показал себя как наиболее экологичный материал по итогам моделирования жизненных циклов разных упаковок. В сервисе также действуют рекомендации по упаковке для производителей товаров под брендом Лавки и готовых блюд, а также поставщиков овощей и фруктов.
Ещё сервисы Яндекса взаимодействуют с пользователями: предлагают им образовательные ресурсы по раздельному сбору (такой уже несколько лет существует у Лавки), помогают найти пункты раздельного сбора рядом с домом (в Яндекс Картах можно найти более 24 тысяч таких пунктов в 54 городах России), а также регулярно спрашивают об ожиданиях от доставки, в том числе с точки зрения её экологичности.
Больше материалов о том, как Яндекс работает с упаковкой — на странице «Упаковка и отходы».

Работа с контентом

Яндекс обязуется уважать все точки зрения, даже не самые непопулярные. Нам важно, чтобы интернет был этичным пространством, где мнениями делятся в уважительном тоне.
Пользователи, столкнувшиеся с неэтичным поведением других людей на платформах Яндекса, могут сообщить об этом нам по горячей линии. Конфиденциальность автора обращения гарантируется. Каждой заявке будет присвоен номер, по которому пользователь сможет получать уведомления о её статусе и результатах рассмотрения.
Больше информации о том, как мы работаем с контентом — на странице «Качество контента».
Нет. Яндекс запрещает размещение политической рекламы в своих рекламных сервисах.
Пример информации, недостоверность которой может привести к тяжёлым последствиям — медицинские рекомендации. Наши поисковые алгоритмы настроены так, чтобы в поисковой выдаче появлялись только материалы, проверенные экспертами в области здравоохранения. В этом Яндексу помогают эксперты-асессоры, которые проверяют на надёжность медицинскую информацию и авторов статей, а также подтверждают аккредитации медицинских организаций, чьи сайты видны в выдаче.
В ответ на любые запросы, связанным с насилием или нанесением себе увечий, наш Поиск выдаёт материалы с советами по психологической помощи и телефонами служб психологической поддержки. Потенциально опасные сайты автоматически блокируются.
Яндекс блокирует контент, нарушающий действующее законодательство, а также не соответствующий нашим требованиям. Мы разработали и опубликовали набор правил для поискового контента, рекламного контента включая отдельные требования к размещению социальной рекламы.
В соответствии с требованиями российских законов Яндекс обязан удалять из результатов поиска ссылки, внесённые в реестр запрещённых сайтов Роскомнадзора. Ссылки удаляются автоматически, как только попадают в реестр. В нашем Transparency Report мы раскрываем количество ссылок, удалённых в соответствии с данным требованием. Если пользователи ищут контент, удалённый в связи с законодательными ограничениями, в поисковой выдаче появится предупреждение с причиной удаления.
Нам важно знать об опыте пользователей, чтобы постоянно улучшать качество наших сервисов. Мы тщательно разбираем каждое обращение, связанное с нарушением этических норм в онлайн-пространстве. Пользователи могут сообщать о нарушениях правил публикации контента, размещённых пользователями сервисов Яндекса, в соответствии с процедурой рассмотрения жалоб. Незаконный контент удаляется немедленно после получения жалобы. Спорный контент (когда факт нарушения должен быть подтвержден) блокируется Яндексом, а его автор получает уведомление.
Автор может либо удалить материал, либо оспорить жалобу, подав встречное заявление с объяснением, почему контент, по мнению автора, является правомерным. Без встречного заявления спорные материалы останутся заблокированными и со временем будут удалены автоматически. Получив встречное заявление, мы передаем сторонам конфликта информацию для обсуждения вопроса между собой и открываем доступ к спорным материалам. Если в дальнейшем нам поступят документы, подтверждающие, что спор был решен в пользу жалобщика, материалы будут заблокированы.

Партнёры сервисов

Партнёрам сервисов Яндекса предлагаются различные программы поддержки, которые включают социальных гарантии и финансовую помощь, льготы и поощрения. С полным списком инициатив можно ознакомиться в нашем Отчете об устойчивом развитии и посмотреть кейсы на странице «Партнёры сервисов».
Яндекс — первая компания в России и СНГ, внедрившая добровольную программу страхования временной нетрудоспособности исполнителей в случае болезни и несчастного случая (аналог «больничного»). На развитие страхового продукта выделили 1 миллиард рублей в 2021-2022 годах. В случае болезни страховая компания-партнёр Яндекса выплачивает заболевшему компенсацию (аналог «больничного»), размер которой зависит от региона. Программа действует по всей России для водителей и курьеров — самозанятых, индивидуальных предпринимателей, водителей таксопарков. Помимо этого, жизнь и здоровье курьеров застрахованы на сумму до 2 млн рублей во время выполнения заказов, а водитель застрахован на аналогичную сумму в случае ДТП во время выполнения заказа сервиса.
Во время пика пандемии мы ввели усиленные меры по защите здоровья и создали фонд финансовой помощи. Он выплачивал компенсации как заболевшим исполнителям, так и тем, кто был вынужден самоизолироваться или недомогал после вакцинации. В последнем случае можно было компенсировать до трёх рабочих дней̆.
Мы используем все доступные способы поддержки водителей и курьеров и постоянно ищем новые. Например, заботиться о партнёрах помогают и наши технологии: чтобы обеспечить водителям полноценный отдых, наша система мониторинга времени на линии ограничивает доступ к заказам после продолжительной активности, а курьеры могут заранее выбирать количество слотов, на которых они доставляют заказы. Защиту интересов водителей при перевозке конфликтного клиента обеспечивает функция «Конфликт» и голосовая поддержка в приложении для исполнителей. В случае неуважительного и грубого отношения к курьеру — мы можем ограничить пользователю доступ к заказам сервисов.
Мы даем партнёрам возможности для развития, например, в 2022 году они могли бесплатно обучиться цифровым профессиям. Мы инвестируем в создание комфортной среды — открываем для курьеров зоны отдыха, где можно зарядить телефон и выпить воды или чаю, а также поощряем бизнесы, например магазины и рестораны, которые делают то же самое. Вместе с партнёрами мы также предоставляем курьерам и водителям различные льготы, например, скидки на обеды или на ремонт транспорта, чтобы сделать выполнение заказов комфортнее.
Мы внедрили целый комплекс мер и технологических решений, которые помогают повысить физическую безопасность исполнителей и предотвратить опасные ситуации. Среди них:
  • Мониторинг скорости автомобилей и велосипедов по GPS и отслеживание опасных манёвров вождения.
  • Регулярные проверки транспортных средств партнёров на соответствие стандартам безопасности — через отправку фото и видео.
  • Обучение велокурьеров правилам дорожного движения и программы поддержки велосипедистов.
  • Мониторинг отзывов пользователей о соблюдении водителями правил безопасности.
Есть и другие меры, о которых вы можете узнать на странице «Партнёры сервисов» или в нашем Отчёте об устойчивом развитии.
Некоторая статистика:
  • В 2022 году на 1 млн километров пробега автомобилей в сервисе Яндекс Go приходилось 0,0088 ДТП с погибшими.
  • Риск аварийности снизился на 9% по сравнению с 2021 годом. Риск аварийности мы рассчитываем как как количество ДТП на заказе, в результате которых были пострадавшие, делённое на миллион километров пробега автомобилей в сервисе.
  • Риск ДТП с летальным исходом в сервисе также показывает снижающуюся динамику: в 2022 году он снизился на 15% по сравнению с 2021 годом. Чтобы получить показатель, количество ДТП на заказе, в результате которых были погибшие, в результате которых были погибшие, мы делим на миллион километров пробега автомобилей в сервисе.
По данным, предоставленным водителями-партнёрами Яндекса в России, их месячный заработок либо равен, либо выше среднего по региону. Например, в 2020 году заработок партнёра Яндекс Такси в Рязани составил 80-90 тысяч рублей, а в Новосибирске — 100 тысяч рублей, тогда как среднемесячный доход в этих регионах по данным Росстата составляет около 35-41 тысяч рублей. В 2021 году водители и таксопарки, сотрудничающие с Яндекс Go, заработали 664 млрд рублей, что на 28% больше, чем в 2021 году. А средний доход активного водителя за год вырос на 8%.
Независимые материалы, опубликованные в 2020 году, показали аналогичную тенденцию для курьеров: в большинстве регионов России совокупный месячный заработок курьера, активного в сервисе примерно по 40 часов в неделю, оказался в 1,5 раза выше, чем уровень среднемесячной зарплаты. Для Владивостока средний заработок курьера составил 79 200 рублей при средней заработной плате в регионе в 43 600 рублей, в Екатеринбурге — 50 000 рублей против 37 600 рублей. Исключение составляет Москва, где средняя зарплата выше, чем в других регионах (87 000 рублей). Здесь заработок курьеров близок к среднему по региону.

Поддержка общества

Мы видим свою задачу в том, чтобы использовать нашу ключевую компетенцию — технологии — чтобы приносить пользу обществу, даже если некоторые наши инициативы никогда не станут прибыльными. Мы делаем так, потому что верим в их ценность для людей — это один из принципов, которых мы придерживаемся в работе.
  • Адаптируем цифровые сервисы для людей с инвалидностью и развиваем инклюзивные проекты. Уже 10 сервисов Яндекса доступны для незрячих пользователей, среди них — Такси, Поиск, Лавка, Браузер и другие. Сервис Яндекс Go внедрил экран специальных опций при заказе такси, которые может выбрать человек с инвалидностью. Например, попросить помочь найти машину, общаться с ним только текстом, разместить в салоне собаку-поводыря или погрузить инвалидное кресло в багажник. Ещё Яндекс сотрудничает с водителями и курьерами с нарушениями слуха. Подробнее — на странице «Доступная и равная среда».
  • Создаём качественные образовательные возможности в области IT и математики. Уже на протяжении многих лет мы предоставляем бесплатные образовательные программы подготовки специалистов для цифровой экономики, свободные от гендерных стереотипов, содействуем учителям и профессиональному сообществу в работе, помогаем развивать образовательную инфраструктуру, поддерживаем науку и просветительские инициативы. Подробнее – на странице «Образование для всех».
  • Используем технологии для развития системной благотворительности. Для этого мы учредили благотворительный инфраструктурный фонд «Помощь рядом». Его цель – содействовать некоммерческим организациям в решении социальных проблем с помощью проектов Яндекса. Среди постоянный программ фонда — организация бесплатных поездок в Яндекс Go для маломобильных подопечных НКО и закупка товаров, необходимых для работы организаций. Помимо этого, многие наши сервисы для бизнеса, например, Yandex Cloud, доступны НКО на безвозмездной основе благодаря системе грантов. С их помощью НКО могут оптимизировать административную деятельность, повышать узнаваемость организации и взаимодействовать с аудиторией спонсоров. В 2020 году мы представили простой способ участия в благотворительности для пользователей сервисов Яндекса — функцию округления. Пользователь может увеличить стоимость своих заказов в большую сторону (например, до ближайших 10, 100 или 1000 рублей, номинал выбирает пользователь), а разницу мы используем для реализации постоянных программ фонда «Помощь рядом». Подробнее — на странице «Доступная и равная среда».
Да. Текст Политики в сфере пожертвований на благотворительные цели может быть предоставлен по запросу. Политика определяет стратегические задачи пожертвований, критерии, которым они должны соответствовать, виды и объёмы поддержки, а также регулирует, кто может и не может быть получателем помощи. Документ также закрепляет процедуры: согласования и утверждения пожертвования, мониторинга, аудита и отчётности. Согласно Политике, Яндекс обязуется соблюдать все применимые законодательные нормы при проведении благотворительных перечислений.
Основным «выигрышем» является кадровый капитал в сфере IT. Выпускники наших программ — молодежь, обладающая необходимыми навыками и компетенциями, чтобы продолжить работу как в Яндексе, так и в целом в IT-отрасли. Так, 62% выпускников Школы Анализа Данных когда-либо работали в Яндексе, а более 12% выпускников ШАДа сейчас работают в крупнейших международных технологических компаниях.
Мы строим процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся могли познакомиться с инструментами, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности, и поработать с реальными бизнес-задачами. Становясь сотрудниками, выпускники легче адаптируются на рабочем месте, а компании доверяют им ответственные процессы с первого дня — это показывают наши исследования.
Не столь важно, продолжат ли выпускники карьеру в Яндексе или в другой технологической компании — мы в любом случае от этого выиграем. Высококвалифицированные команды, конкурирующие между собой — это то, что подталкивает всю отрасль развивать смелые идеи и не останавливаться на достигнутом.
Миссия Яндекса — создавать массовые сервисы, которые будут приносить пользу и упрощать жизнь. При этом сервисы не могут считаться в полной мере массовыми, если их возможности недоступны для некоторых групп людей. Поэтому мы поставили перед собой задачу системно заниматься вопросами доступности и инклюзии.
Мы адаптируем цифровые сервисы для людей с инвалидностью и особыми потребностями. Для незрячих пользователей полностью доступны уже 10 сервисов Яндекса, маломобильные пользователи могут проверить информацию о доступности почти миллиона организаций в Яндекс Картах (например, есть ли в здании пандус) или заказать такси-микроавтобус с подъёмником для инвалидных кресел, а люди с нарушением слуха — воспользоваться обновлённым приложение Разговор, с помощью которого можно перевести устную речь в текст и наоборот. Мы также адаптируем сервисную инфраструктуру и инструменты для партнёров, чтобы люди с инвалидностью могли зарабатывать на наших платформах — это уже делают водители и курьеры с нарушениями слуха.
Инфраструктурный фонд «Помощь рядом» задействует райдтех-инфраструктуру Яндекса для того, чтобы сделать перемещение по городу доступным и удобным для маломобильных людей. Ещё фонд помогает благотворительным организациям настроить эффективные процессы при помощи сервисов Яндекса для бизнеса, чтобы те могли высвободить больше ресурсов для помощи подопечным. Подробнее — на странице «Доступная и равная среда» или в нашем Отчёте об устойчивом развитии.