FAQ

Управление устойчивым развитием

Направления повестки в области устойчивого развития были сформулированы по итогам большой аналитической работы. Мы собрали информацию о всех текущих инициативах в разных частях Яндекса, связанных с вопросами устойчивого развития, систематизировали их и определили, какие задачи в рамках Целей в области устойчивого развития ООН они помогают решать. Дополнительно изучили мировые тренды: возможности цифровых решений для повышения «устойчивости», связанные с этим сложности, отраслевой опыт. Ещё мы опросили более 2 000 людей — наших сотрудников и топ-менеджеров, партнёров, поставщиков, инвесторов — чтобы понять, что важно для них, и где, по их мнению, Яндекс имеет все возможности быть полезным.
Оформившиеся направления — это как традиционные основы нашего бизнеса, так и новые возможности для того, чтобы становиться «устойчивее», а также помогать пользователям наших цифровых продуктов на этом пути.

Сервисы для устойчивого развития

Задача нашего бизнеса — помогать людям решать их повседневные задачи и и приносить пользу обществу при помощи инноваций и современных технологий. Таким образом все затраты на развитие цифровых сервисов и продуктов (их объёмы раскрываются в годовой отчетности Яндекса, доступной по ссылке) можно классифицировать как инвестиции в инновации, связанные с устойчивым развитием.
Вот несколько примеров цифровых сервисов Яндекса в контексте устойчивого развития:
  • Поисковые технологии Яндекса обеспечивают доступ к информации в удаленных регионах. Ещё одна важная задача, которую решают наши поисковые технологии — безопасность цифрового пространства. Мы видим свою задачу в том, чтобы оградить наших пользователей от различных онлайн-угроз — от информации, призванной причинить вред, до кражи важных данных. Поисковые алгоритмы Яндекса используют критерии применимости и надёжности контента для ранжирования ресурсов в поисковой выдаче.
  • Райдтех-сервисы (Такси, Драйв, Самокаты) предоставляют доступные и комфортные возможности перемещения по городу — в частности для тех, у кого нет собственного автомобиля или для кого доступ к общественному транспорту затруднён. Сервис заказа такси Яндекс Go адаптирован для людей с инвалидностью: приложение полностью доступно для незрячих пользователей, а при заказе такси можно выбрать специальные опции, важные для людей с особенностями здоровья. Например, пользователь может попросить помочь найти машину, общаться с ним только текстом, разместить в салоне собаку-поводыря или погрузить инвалидное кресло в багажник. Сервис такси Яндекс Go подключен к благотворительной программе «Поездки для НКО», реализуемой благотворительным фондом «Помощь рядом»: пользователи могут округлить стоимость поездки, а разница пойдет на организацию бесплатных поездок в такси для маломобильных подопечных благотворительных фондов.
  • Фудтех-сервисы (Еда, Деливери, Лавка) делают покупки продовольствия удобными для пользователей с ограниченной мобильностью — заказы доставляются прямо до двери. Приложение, в котором пользователь делает заказ, интегрирует различные рекомендации, например фильтры ингредиентов и отзывы о ресторанах, они упрощают выбор в пользу здорового рациона. Пользователи фудтех-сервисов Яндекса имеют возможность округлить стоимость заказа и тем самым поддержать постоянные программы благотворительного фонда «Помощи рядом».
  • Яндекс Маркет является площадкой для удобных и быстрых покупок широкого перечня товаров, в том числе товаров первой необходимости. Сервис содействует малому бизнесу и локальным производителям в расширении клиентской базы, а также упрощает процесс взаимодействия с покупателем. Партнёры-продавцы могут использовать Маркет как единое окно: Маркет разместит товары, свяжется с пользователем и доставит заказы покупателю.
  • Среди задач развлекательных сервисов — Яндекс Музыки и Кинопоиска — популяризация творчества разных исполнителей и деятелей искусства, а также содействие саморазвитию пользователей и поддержка их психологического здоровья. Так, Яндекс Музыка насчитывает десятки подкастов, в рамках которых обсуждаются вопросы карьеры, лидерства и профессионального роста. Сервис также рекомендует плейлисты для медитаций и управления стрессом, которые основываются на индивидуальных предпочтениях пользователей.
  • Сервисы объявлений — Авто.ру, Аренда и Недвижимость — повышают надёжность приобретения подержанного автомобиля, съёма и покупки жилья. Сервисы используют процедуры верификации продавцов, проверки состояния имущества и документов, а ещё помогают безопасно заключать сделки купли-продажи.
  • Алгоритмы Яндекс Маршрутизации и Яндекс Карт строят оптимальные маршруты с учетом различных параметров, тем самым сокращая пробег транспортных средств и снижая их совокупный углеродный след. Больше деталей — на странице «Углеродный след» на сайте.
  • Сервис Яндекс Бизнес создан специально для поддержки малого бизнеса. Он объединяет несколько инструментов для привлечения клиентов и размещения рекламы в интернете. Например, функции онлайн-записи и умной клиентской базы. А при подключении рекламной подписки на рекламную сеть Яндекса малый бизнес может просто и быстро запустить рекламу сразу на нескольких площадках. Компании достаточно оформить месячную подписку, а Яндекс сам распределит бюджет и выберет, какая площадка и рекламный инструмент будут наиболее эффективными. Специальные условия для малого бизнеса предлагают многие сервисы Яндекса, например, Яндекс 360, Метрика и другие.

Управление кадрами

Разнообразие людей в команде очень важно для новаторства — это возможность услышать разные точки зрения и идеи. Мы не используем квоты при найме и приглашаем в команду тех, кто проявил себя лучше всего с профессиональной точки зрения, вне зависимости от пола, возраста, национальности, места рождения кандидата и любых других признаков, не относящихся к профессиональным качествам. Проживание кандидатов в удалённом регионе не помеха для трудоустройства (но и не является преимуществом при отборе): в случае получения предложения о работе им будет предложена помощь с переездом в города России, где расположены офисы Яндекса. В нашей команде работают люди из самых разных регионов страны и мира.
Мы понимаем, что сложившийся гендерный дисбаланс среди IT-кадров — это во многом следствие гендерного дисбаланса среди выпускников технических специальностей. В 2018–2019 годах доля женщин среди студентов российских технических образовательных программ была ниже 30% (доля остаётся на том же уровне и в 2022 году), и потому на рынке труда в 2022–2023 годах продолжают преобладать специалисты-мужчины. Гендерный дисбаланс среди студентов, в свою очередь, проистекает от стереотипов «мужских» и «женских» специальностей. С ними дети сталкиваются в раннем возрасте, задолго до того, как выбирают профессию и решают направить нам свои резюме.
В противовес целевому набору кандидатов, мы стремимся создавать равные возможности для получения качественных IT-навыков на разных этапах профессионального пути человека. Мы проводим бесплатную подготовку специалистов в области IT и математики, свободную от гендерных стереотипов. Программы разработаны как для школьников и студентов разных возрастов, так и для педагогов, которым важно понимать актуальные запросы бизнеса и уметь поддержать молодежь на их пути в IT. Подробнее об образовательных программах — в разделе «Образование для всех».
Наши сотрудники — это люди, которые стремятся к саморазвитию и которым важно бросать себе вызов. Поэтому мы делаем ставку на то, чтобы создать для них такую среду: побуждаем свободно мыслить, экспериментировать. Яндекс развивает множество сервисов в разных отраслях, и поэтому работа в Яндексе — это ещё и возможность узнать о том, как устроены разные бизнесы и процессы, а также запустить проекты в новых областях. Для многих наших сотрудников это особенно ценно и привлекательно.
Чтобы сотрудники не боялись экспериментировать и шли на разумные риски, мы используем комплексный подход к оценке индивидуальных результатов. В рамках регулярных ревью оценивается не только то, что было достигнуто, но и отношение сотрудника к делу — идейность, уровень вовлечённости, способность мыслить критически и многое другое. Мы понимаем, что многие бизнес-идеи могут потерпеть неудачу по самым разным причинам, и поэтому не хотим, чтобы «не взлетевшие» эксперименты становились поводом для низких оценок и мешали росту благосостояния сотрудников.
Ещё мы много инвестируем в программы социальной поддержки — это тоже один из факторов, почему людям нравится работать в Яндексе. Сотрудникам предлагаются расширенные программы поддержания физического и психологического здоровья, среди которых — доступ к качественным медицинским услугам по ДМС, бесплатные занятия спортом, консультации с психологом и психотерапевтом, массаж, компенсация питания в офисе и многое другое. Также действует система социальных льгот: жилищная программа, которая даёт право на получение льготных займов на покупку недвижимости, скидки у разных партнёров. Подробнее о льготах для сотрудников — на странице «Сотрудники Яндекса».
Все наши сотрудники обязаны соблюдать Правила деловой и корпоративной этики, согласно которым отношения на рабочем месте должны строиться на принципах взаимоуважения и этичного поведения, а любые проявления дискриминации запрещены. Мы обучаем всех наших сотрудников Правилам, а также побуждаем честно сообщать о случаях нарушений. Для этого мы выделили специальную горячую линию. Все сообщения, поступившие на данный электронный адрес, рассматриваются с соблюдением конфиденциальности заявителя. Жалобы разбирает специально созданная рабочая группа, в которую входят члена комитета по этике Яндекса.
Правила деловой и корпоративной этики Яндекса содержат положение, закрепляющее право сотрудников на заключение коллективных договоров. Отдельной политики нет.

Информационная безопасность и защита персональных данных

В Яндексе есть специальная Служба информационной безопасности, которая отвечает за обеспечение безопасности инфраструктуры Яндекса и отдельных сервисов, внедрение ведущих стандартов ИБ, мониторинг уязвимостей, проведение аудитов ИБ, расследование инцидентов и многое другое.
Вопросы защиты персональных данных на уровне топ-менеджмента курирует директор по защите данных (Chief Privacy Officer). Он выступает в роли посредника между сервисами Яндекса и службой ИБ и подтверждает, что данные надлежащим образом защищены, а пользовательские права — соблюдены во всех случаях, включая передачу данных между сервисами Яндекса, обмен данными с партнёрами и другие.
Один из способов снизить риск инцидентов — постоянный поиск уязвимостей. Для этого в компании действует процедура внутренних аудитов информационной безопасности. Наша команда ИБ постоянно проверяет работу систем и проводит тестирование на уязвимости, чтобы выявить слабые места. Например, во всех подразделениях Яндекса регулярно проводится аудит кода. Его цель — убедиться в отсутствии угроз и подтвердить, что все сервисы соблюдают правила и стандарты ИБ. Мы также ценим внешний вклад пользователей, поэтому привлекаем третьих лиц для обнаружения уязвимостей через нашу программу «Охота за ошибками», которая предусматривает денежное вознаграждение за успешно найденный недочет.
У нас есть политика управления инцидентами ИБ, где описаны конкретные действия, которые необходимо предпринять в случае инцидента. За исполнением правил следит Центр операционной безопасности (Security Operations Center, или SOC) — подразделение службы ИБ, специализирующееся на управлении инцидентами. В рамках регулярного мониторинга SOC может выявить «события безопасности» (то, что может стать причинами уязвимости), каждое из которых тщательно разбирается и устраняется. Если инцидент ставит под угрозу сохранность персональных данных, мы обязуемся проинформировать пользователей, чьи данные были скомпрометированы.
Мы стремимся, чтобы наши системы и процедуры кибербезопасности соответствовали самым строгим отраслевым стандартам. Сервисы Яндекса, связанные с получением, обработкой и хранением пользовательских данных, сертифицированы по стандарту ISO 27001 и соответствуют требованиям SOC 2. Ответственность за сохранность данных несут не только профильные специалисты, но и все сотрудники без исключения. Для них на ежегодной основе проводятся тренинги по защите данных.
Сервисы Яндекса, которые связаны с обработкой и хранением персональных данных, регулярно проходят внешние независимые аудиты, сертифицированы по по стандарту ISO 27001 и соответствуют требованиям SOC 2.
Yandex Cloud имеет дополнительные сертификаты соответствия стандартам ISO/IEC 27017, ISO/IEC 27018 и ISO/IEC 27701, которые регулируют предоставление и использование услуг облачных сервисов — это первая облачная платформа в России и СНГ, построенная по этим стандартам безопасности.
Полный список сертификатов в области информационной безопасности, которыми соответствуют сервисы Яндекса, можно найти на странице «Информационная безопасность и конфиденциальность данных».
Наша цель — предоставлять цифровые сервисы, которые помогают людям решать их задачи в офлайн- и онлайн-мире. Чтобы улучшать продукты и делать их высокоперсонализированными, ориентированными на каждого пользователя, мы собираем некоторые персональные данные, о чём указано в нашей Политике конфиденциальности.
Эти данные включают в себя информацию, которую пользователи предоставляют при создании учётной записи Яндекса (имя, номер телефона, адрес и т.д.); интернет-данные, такие как IP-адрес, cookie-файлы, информация о провайдере и устройстве; информация о действиях пользователя при использовании наших услуг, например, история поиска, «лайки-дизлайки», покупки; геолокационная информация (для адаптации сервисов с учетом местоположения). Информация собирается только с определённой целью, указанной в разделе 5 Политики конфиденциальности. Мы намеренно не собираем какие-либо чувствительные личные данные, такие как расовое происхождение или политические взгляды.
Пользователи Яндекса могут получить доступ к инструменту управления данными в своём личном кабинете Яндекс ID — он позволяет запросить полную копию данных, собранных о пользователе всеми основными сервисами Яндекса, а также удалить личные данные. Большая часть данных удаляется в течение 24 часов после получения запроса пользователя. Исключение составляют данные, которые нужно хранить определённое время по закону — их Яндекс перестаёт обрабатывать сразу после поступления запроса и удаляет, как только истечёт установленный срок.

Окружающая среда и климат

В настоящий момент у нас нет формализованной стратегии в виде отдельного документа, при этом экологические и климатические вопросы — приоритеты нашей ESG-повестки. Несмотря на то, что нестабильная ситуация на рынке затрудняет долгосрочное целеполагание, мы продолжим оценивать воздействие нашей деятельности на окружающую среду, чтобы понимать, где и каким образом мы можем улучшиться. О том, какие экологические метрики мы замеряем, можно прочитать на странице «Углеродный след».
Для анализа эффективности наших мер по минимизации углеродного следа мы используем удельные метрики — показатели углеродоёмкости (или интенсивности выбросов на выбранный показатель, например, на единицу энергии, которую расходуют наши дата-центры). Тренды углеродоёмкости позволяют оценить качество изменений в бизнес-процессах, в то время как динамика абсолютных значений зачастую не является информативной, так как коррелирует с динамикой развития бизнеса. Например, масштабирование бизнеса обычно влечёт рост совокупных выбросов, продажа активов — снижение. Мы видим свою задачу в том, чтобы работать над планомерным снижением углеродоёмкости. Для этого мы:
  • Поддерживаем высокий уровень энергоэффективности серверной инфраструктуры. Среднегодовой показатель энергоэффективности наших крупнейших дата-центров (PUE, или power usage effectiveness) находится на уровне 1,13 (идеальным считается показатель 1,0). Это значит, что сверх каждого ватта, затраченного серверами на вычисления, дата-центр расходует еще 13% энергии — например для охлаждения серверных стоек или освещения помещений. Это в 4,5 раза эффективнее, чем в среднем по миру в 2023 году. Ещё мы применяем технологию фрикулинга для охлаждения серверов, а нагретый серверами воздух перенаправляем для обогрева помещений в холодное время года. Это позволяет снизить затраты на тепло- и электроэнергию, а также отказаться от применения промышленных кондиционеров и использования воды и хладагентов. Больше информации — на странице «Энергоэффективность».
  • Разрабатываем решения, позволяющие пользователям снижать их углеродный след. К примеру, клиенты Яндекс Маршрутизации оптимизируют логистические цепочки и сокращают пробеги, а Яндекс Карты, помогают построить маршруты с учётом многих параметров, таких как заторы или скоростные режимы трасс, влияющие на расход топлива в пути.
Показатели углеродоёмкости приведены на странице «Углеродный след», а также в последнем Отчёте о прогрессе в области устойчивого развития.
Доставочные сервисы Яндекса работают сразу по нескольким направлениям: оптимизируют расход материалов, заменяют материалы на устойчивые (за такие мы принимаем материалы с содержанием вторичного сырья, подлежащие переработке и/или повторному использованию), взаимодействуют с партнёрами по вопросам упаковки, а также развивают экопривычки у пользователей при помощи специальных настроек сервисов — например, отказа от одноразовых приборов по умолчанию при заказе еды.
Так, Яндекс Маркет руководствуется правилом сокращения пустот и работает над повышением точности подбора размера упаковки. Упаковка автоматически подбирается под размер товаров, которые предоставляют продавцы-партнёры. Затем упаковщики дополнительно проверяют, что данные о размерах указаны корректно, а система предложила оптимальный вариант упаковки — особенно для товаров нестандартных форм. Часть заказов доставляется в перерабатываемых курьерских пакетах, которые повторяют форму товара. Мы также отказались от доупаковки товаров, если достаточно их собственной. Это, к примеру, блоки напитков или корма для животных. Дополнительно фиксировать крышки индивидуальных упаковок с напитками мы перестали по итогам тестов, которые подтвердили, что жидкости не разливались.
Выбор в пользу устойчивых материалов закреплён в наших Правилах деловой и корпоративной этики. 100% доставочных коробок Яндекс Маркета сделаны из вторичного картона, а с начала 2022 года мы используем курьерские пакеты и пакеты для доставки товаров, на 30% состоящие из переработанных материалов. В Яндекс Лавке для доставочных пакетов был выбран полиэтилен низкого давления (ПНД или HDPE), который подлежит переработке. Он показал себя как наиболее экологичный материал по итогам моделирования жизненных циклов разных упаковок. В сервисе также действуют рекомендации по упаковке для производителей товаров под брендом Лавки и готовых блюд, а также поставщиков овощей и фруктов.
Ещё сервисы Яндекса взаимодействуют с пользователями: предлагают им образовательные ресурсы по раздельному сбору (такой уже несколько лет существует у Лавки), помогают найти пункты раздельного сбора рядом с домом (в Яндекс Картах можно найти более 40 тысяч таких пунктов), а также регулярно спрашивают об ожиданиях от доставки, в том числе с точки зрения её экологичности.
Больше материалов о том, как Яндекс работает с упаковкой — на странице «Упаковка и отходы».

Работа с контентом

Яндекс обязуется уважать все точки зрения, даже не самые непопулярные. Нам важно, чтобы интернет был этичным пространством, где мнениями делятся в уважительном тоне.
Пользователи, столкнувшиеся с неэтичным поведением других людей на платформах Яндекса, могут сообщить об этом нам по горячей линии. Конфиденциальность автора обращения гарантируется. Каждой заявке будет присвоен номер, по которому пользователь сможет получать уведомления о её статусе и результатах рассмотрения.
Больше информации о том, как мы работаем с контентом — на странице «Качество контента».
Нет. Яндекс запрещает размещение политической рекламы в своих рекламных сервисах.
Пример информации, недостоверность которой может привести к тяжёлым последствиям — медицинские рекомендации. Наши поисковые алгоритмы настроены так, чтобы в поисковой выдаче появлялись только материалы, проверенные экспертами в области здравоохранения. В этом Яндексу помогают эксперты-асессоры, которые проверяют на надёжность медицинскую информацию и авторов статей, а также подтверждают аккредитации медицинских организаций, чьи сайты видны в выдаче.
В ответ на любые запросы, связанным с насилием или нанесением себе увечий, наш Поиск выдаёт материалы с советами по психологической помощи и телефонами служб психологической поддержки. Потенциально опасные сайты автоматически блокируются.
Яндекс блокирует контент, нарушающий действующее законодательство, а также не соответствующий нашим требованиям. Мы разработали и опубликовали набор правил для поискового контента, рекламного контента включая отдельные требования к размещению социальной рекламы.
В соответствии с требованиями российских законов Яндекс обязан удалять из результатов поиска ссылки, внесённые в реестр запрещённых сайтов Роскомнадзора. Ссылки удаляются автоматически, как только попадают в реестр. В нашем отчёте Transparency Report мы раскрываем количество ссылок, удалённых в соответствии с данным требованием. Если пользователи ищут контент, удалённый в связи с законодательными ограничениями, в поисковой выдаче появится предупреждение с причиной удаления.
Нам важно знать об опыте пользователей, чтобы постоянно улучшать качество наших сервисов. Мы тщательно разбираем каждое обращение, связанное с нарушением этических норм в онлайн-пространстве. Пользователи могут сообщать о нарушениях правил публикации контента, размещённых пользователями сервисов Яндекса, в соответствии с процедурой рассмотрения жалоб. Незаконный контент удаляется немедленно после получения жалобы. Спорный контент (когда факт нарушения должен быть подтвержден) блокируется Яндексом, а его автор получает уведомление.
Автор может либо удалить материал, либо оспорить жалобу, подав встречное заявление с объяснением, почему контент, по мнению автора, является правомерным. Без встречного заявления спорные материалы останутся заблокированными и со временем будут удалены автоматически. Получив встречное заявление, мы передаем сторонам конфликта информацию для обсуждения вопроса между собой и открываем доступ к спорным материалам. Если в дальнейшем нам поступят документы, подтверждающие, что спор был решен в пользу жалобщика, материалы будут заблокированы.

Партнёры сервисов

Партнёрам сервисов Яндекса предлагаются различные программы поддержки, которые включают социальных гарантии и финансовую помощь, льготы и поощрения. С полным списком инициатив можно ознакомиться в нашем Отчете об устойчивом развитии и посмотреть кейсы на странице «Партнёры сервисов».
Яндекс — первая компания в России и СНГ, внедрившая добровольную программу страхования временной нетрудоспособности исполнителей в случае болезни и несчастного случая (аналог «больничного»). В случае болезни страховая компания-партнёр Яндекса выплачивает заболевшему компенсацию (аналог «больничного»), размер которой зависит от региона. Программа действует по всей России для водителей и курьеров — самозанятых, индивидуальных предпринимателей, водителей таксопарков. Помимо этого, жизнь и здоровье курьеров застрахованы на сумму до 2 млн рублей во время выполнения заказов, а водитель застрахован на аналогичную сумму в случае ДТП во время выполнения заказа сервиса.
Мы используем все доступные способы поддержки водителей и курьеров и постоянно ищем новые. Например, заботиться о партнёрах помогают и наши технологии: чтобы обеспечить водителям полноценный отдых, наша система мониторинга времени на линии ограничивает доступ к заказам после продолжительной активности, а курьеры могут заранее выбирать количество слотов, на которых они доставляют заказы. Защиту интересов водителей при перевозке конфликтного клиента обеспечивает функция «Конфликт» и голосовая поддержка в приложении для исполнителей. В случае неуважительного и грубого отношения к курьеру — мы можем ограничить пользователю доступ к заказам сервисов.
Мы инвестируем в создание комфортной среды — открываем для курьеров зоны отдыха, где можно зарядить телефон и выпить воды или чаю, а также поощряем бизнесы, например магазины и рестораны, которые делают то же самое. Вместе с партнёрами мы также предоставляем курьерам и водителям различные льготы, например, скидки на обеды или на ремонт транспорта, чтобы сделать выполнение заказов комфортнее.
Мы внедрили целый комплекс мер и технологических решений, которые помогают повысить физическую безопасность исполнителей и предотвратить опасные ситуации. Среди них:
  • Мониторинг скорости автомобилей и велосипедов по GPS и отслеживание опасных манёвров вождения.
  • Регулярные проверки транспортных средств партнёров на соответствие стандартам безопасности — через отправку фото и видео.
  • Обучение велокурьеров правилам дорожного движения и программы поддержки велосипедистов.
  • Мониторинг отзывов пользователей о соблюдении водителями правил безопасности.
Есть и другие меры, о которых вы можете узнать на странице «Партнёры сервисов» или в нашем Отчёте об устойчивом развитии.

Поддержка общества

Мы видим свою задачу в том, чтобы использовать нашу ключевую компетенцию — технологии — чтобы приносить пользу обществу, даже если некоторые наши инициативы никогда не станут прибыльными. Мы делаем так, потому что верим в их ценность для людей — это один из принципов, которых мы придерживаемся в работе.
  • Адаптируем цифровые сервисы для людей с инвалидностью и развиваем инклюзивные проекты. Уже 13 сервисов Яндекса доступны для незрячих пользователей, среди них — Такси, Поиск, Лавка, Браузер и другие. Сервис Яндекс Go внедрил экран специальных опций при заказе такси, которые может выбрать человек с инвалидностью. Например, попросить помочь найти машину, общаться с ним только текстом, разместить в салоне собаку-поводыря или погрузить инвалидное кресло в багажник. Ещё Яндекс сотрудничает с водителями и курьерами с нарушениями слуха. Подробнее — на странице «Доступная и равная среда».
  • Создаём качественные образовательные возможности в области IT и математики. Уже на протяжении многих лет мы предоставляем бесплатные образовательные программы подготовки специалистов для цифровой экономики, свободные от гендерных стереотипов, содействуем учителям и профессиональному сообществу в работе, помогаем развивать образовательную инфраструктуру, поддерживаем науку и просветительские инициативы. Подробнее – на странице «Образование для всех».
  • Используем технологии для развития системной благотворительности. Для этого мы учредили благотворительный инфраструктурный фонд «Помощь рядом». Его цель – содействовать некоммерческим организациям в решении социальных проблем с помощью проектов Яндекса. Среди постоянный программ фонда — организация бесплатных поездок в Яндекс Go для маломобильных подопечных НКО и закупка товаров, необходимых для работы организаций. Помимо этого, многие наши сервисы для бизнеса, например, Yandex Cloud, доступны НКО на безвозмездной основе благодаря системе грантов. С их помощью НКО могут оптимизировать административную деятельность, повышать узнаваемость организации и взаимодействовать с аудиторией спонсоров. В 2020 году мы представили простой способ участия в благотворительности для пользователей сервисов Яндекса — функцию округления. Пользователь может увеличить стоимость своих заказов в большую сторону (например, до ближайших 10, 100 или 1000 рублей, номинал выбирает пользователь), а разницу мы используем для реализации постоянных программ фонда «Помощь рядом». Подробнее — на странице «Доступная и равная среда».
Да. Текст Политики в сфере пожертвований на благотворительные цели может быть предоставлен по запросу. Политика определяет стратегические задачи пожертвований, критерии, которым они должны соответствовать, виды и объёмы поддержки, а также регулирует, кто может и не может быть получателем помощи. Документ также закрепляет процедуры: согласования и утверждения пожертвования, мониторинга, аудита и отчётности. Согласно Политике, Яндекс обязуется соблюдать все применимые законодательные нормы при проведении благотворительных перечислений.
Основным «выигрышем» является кадровый капитал в сфере IT. Выпускники наших программ — молодежь, обладающая необходимыми навыками и компетенциями, чтобы продолжить работу как в Яндексе, так и в целом в IT-отрасли. Так, 62% выпускников Школы Анализа Данных когда-либо работали в Яндексе, а более 12% выпускников ШАДа сейчас работают в крупнейших международных технологических компаниях.
Мы строим процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся могли познакомиться с инструментами, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности, и поработать с реальными бизнес-задачами. Становясь сотрудниками, выпускники легче адаптируются на рабочем месте, а компании доверяют им ответственные процессы с первого дня — это показывают наши исследования.
Не столь важно, продолжат ли выпускники карьеру в Яндексе или в другой технологической компании — мы в любом случае от этого выиграем. Высококвалифицированные команды, конкурирующие между собой — это то, что подталкивает всю отрасль развивать смелые идеи и не останавливаться на достигнутом.
Миссия Яндекса — создавать массовые сервисы, которые будут приносить пользу и упрощать жизнь. При этом сервисы не могут считаться в полной мере массовыми, если их возможности недоступны для некоторых групп людей. Поэтому мы поставили перед собой задачу системно заниматься вопросами доступности и инклюзии.
Мы адаптируем цифровые сервисы для людей с инвалидностью и особыми потребностями. Для незрячих пользователей полностью доступны уже 13 сервисов Яндекса, маломобильные пользователи могут проверить информацию о доступности более миллиона организаций в Яндекс Картах (например, есть ли в здании пандус) или заказать такси-микроавтобус с подъёмником для инвалидных кресел, а люди с нарушением слуха — воспользоваться обновлённым приложение Разговор, с помощью которого можно перевести устную речь в текст и наоборот. Мы также адаптируем сервисную инфраструктуру и инструменты для партнёров, чтобы люди с инвалидностью могли зарабатывать на наших платформах — это уже делают водители и курьеры с нарушениями слуха.
Инфраструктурный фонд «Помощь рядом» задействует райдтех-инфраструктуру Яндекса для того, чтобы сделать перемещение по городу доступным и удобным для маломобильных людей. Ещё фонд помогает благотворительным организациям настроить эффективные процессы при помощи сервисов Яндекса для бизнеса, чтобы те могли высвободить больше ресурсов для помощи подопечным. Подробнее — на странице «Доступная и равная среда» или в нашем Отчёте об устойчивом развитии.