Доступная и равная среда

Культура помощи и стремление развивать социальные блага лежат в основе всей экосистемы Яндекса. Мы используем наши технологии и сервисы, чтобы развивать системную благотворительность, создавать инклюзивное общество, уменьшать барьеры между людьми и технологиями.

«Помощь рядом»

Благотворительный фонд Яндекса «Помощь рядом» — наша флагманская инициатива по развитию инструментов системной благотворительности.
«Помощь рядом» поддерживает НКО в рамках постоянных программ: «Поездки и доставка для НКО», «Товары для НКО» и «Цифровые решения для НКО». В 2023 году совместно с Яндекс Маркетом запустилась ещё одна программа — «Витрина для НКО».
Постоянные программы поддерживаются за счёт средств фонда «Помощь рядом». На программы «Поездки и доставка для НКО» и «Товары для НКО» направляются как средства пользователей, которые подключили округление в сервисах Яндекса или оформили пожертвование на сайте фонда, так и собственные средства Яндекса.
В 2023 году ежемесячный объём нашего вклада в фонд составил 12 миллионов рублей, а в 2024 году эта сумма выросла до 15 миллионов. Программы «Цифровые решения для НКО» и «Витрина для НКО» полностью финансируются из собственных средств Яндекса.

Поездки и доставка для НКО

Мы организуем бесплатные поездки на такси в Яндекс Go для подопечных НКО, которым нужна помощь в передвижении. Это люди с особенностями здоровья, а также те, кому сложно перемещаться в общественном транспорте. Бесплатные поездки также доступны для сотрудников фондов. С 2023 года фондам также стала доступна опция бесплатной доставки в черте города (в том числе грузовым транспортом) от Яндекс Доставки.

137 НКО

подключены к программе бесплатных поездок в 2023 году

> 450 000

бесплатных поездок совершено в рамках программы в 2023 году

Цифровые решения для НКО

Получая доступ к b2b-сервисам Яндекса, благотворительные организации могут эффективнее решать рабочие задачи и сокращать административные расходы. Например, с Яндекс 360 для бизнеса можно вести документооборот и деловую переписку, а в Yandex Cloud размещать CRM-систему. Яндекс покрывает все расходы на подписки. Ещё фонды могут получить гранты на размещение социальной рекламы в Яндекс Директе.

330 НКО

пользуются цифровыми сервисами Яндекса на конец 2023 года

346 НКО

получают гранты на социальную рекламу от Яндекса на конец 2023 года

Товары для НКО

В рамках программы «Товары для НКО» часть пожертвований Яндекса и средств, собранных с округления стоимости заказов пользователями, мы направляем НКО для закупки товаров первой необходимости. Например продуктов питания, средств личной гигиены и зоотоваров. НКО сами решают, где заказать необходимые товары: на Яндекс Маркете по специальным условиям или у собственных поставщиков. Средства на закупку перечисляются каждый месяц. Регулярная помощь позволяет НКО закрыть базовые потребности и высвободить ресурсы на системное развитие.

48 НКО

подключены к программе в 2023 году

133,2 млн руб.

перечислено фондам для закупки товаров первой необходимости в 2023 году

Витрина для НКО

В 2023 году совместно с Яндекс Маркетом запустилась ещё одна программа — «Витрина для НКО». Теперь фонды могут на льготных условиях размещать свои товары в специальном разделе маркетплейса и использовать вырученные от продажи средства для развития своих проектов и помощи подопечным.

У покупателей, в свою очередь, появилась возможность поддержать работу фондов, приобретая себе или в подарок сувениры и полезные вещи — например, открытки, игрушки, товары для дома или кухонную утварь. Покупая такую продукцию, пользователи будут знать, какую благотворительную организацию они поддерживают: у каждого фонда есть отдельная страница с каталогом товаров.

НКО также проходят обучение базовым правилам работы на площадке, например, знакомятся с личным кабинетом продавца и учатся, как заполнять карточки товаров.

Механика округления

Чтобы пользователь мог совершать добрые дела осознанно и регулярно, мы разработали и внедрили механику округления в приложениях Яндекса. Пользователь может настроить эту функцию в сервисах Такси, Еда, Лавка, Маркет, Заправки, а с 2023 года также в Самокатах и Деливери. Весной 2024 года к программе присоединился и сервис Яндекс Доставка.

> 1 млн пользователей

округляют в сервисах Яндекса на конец 2023 года

271,8 млн руб.

составили пожертвования частных лиц, собранные через инструменты Яндекса в 2023 году

«Глазами разных»

Совместный арт-проект «Помощи рядом» и Яндекс Go для поддержки людей с особенностями развития. Мы оклеили более 100 автомобилей партнёров Яндекс Go работами художников — подопечных НКО, сотрудничающих с «Помощью рядом», а также разместили в салоне QR-коды со ссылкой на сайт проекта, где также была размещена форма для пожертвований. Мы удвоили собранные средства и распределили их между фондами, которые помогают людям с особенностями развития.

Повышение доступности сервисов

Миссия Яндекса — создавать массовые сервисы, которые будут приносить пользу и упрощать жизнь. При этом сервисы не могут считаться в полной мере массовыми, если их возможности недоступны для некоторых групп людей.

Цифровая доступность

Мы системно занимаемся вопросами доступности наших цифровых продуктов для людей с инвалидностью и тех, у кого есть особые потребности в цифровой среде. Команда, состоящая из специалистов по доступности и незрячих тестировщиков, анализирует уровень адаптированности сервисов Яндекса, обучает коллег стандартам доступности и разрабатывает инструменты для тестирования.

Яндекс использует стандарт Web Content Accessibility Guidelines 2.2 (WCAG) для улучшения доступности сервисов для незрячих пользователей. Уже адаптированы 13 сервисов Яндекса на разных платформах: Такси, Лавка, Поиск, Браузер, Диск, Карты (веб-версия), приложения Почты и Переводчика, приложение Яндекс с Алисой, Умная камера, приложения Яндекс Музыки, Букмейта и Кинопоиска.

В 2023 году мы адаптировали для незрячих пользователей два развлекательных сервиса — Букмейт и Яндекс Музыку, а к февралю 2024 — и Кинопоиск. Теперь они в полноценном режиме поддерживают работу со скринридерами — программами экранного доступа, которые зачитывают вслух содержимое экрана.

Чтобы незрячие пользователи могли погрузиться в контекст происходящего на экране и не упустить важные детали, Кинопоиск добавил тифлокомментарии к популярным фильмам, сериалам и оригинальным проектам сервиса. Для глухих и слабослышащих пользователей на Кинопоиске появились расширенные субтитры SDH на русском языке, которые вместе с речью отражают эмоции персонажей и шумы в кадре.

Доступность городской среды

Наши технологии помогают преодолевать барьеры не только в цифровой среде, но и за её пределами.

В приложении Яндекс Go есть экран специальных возможностей. Пользователи с особенностями здоровья могут указать опции, которые им важны для заказа и поездки в такси. Например, что пассажиру нужна помощь в поиске машины, что пассажир не говорит, но слышит, либо общается только текстом, что будет с собакой-проводником или с инвалидным креслом.

В Москве мы запустили тариф «Специальный» для людей, которые передвигаются в инвалидных креслах. Пользователи могут заказать микроавтобус с подъёмником. А в Яндекс Картах показываем информацию о доступности организаций: например, есть ли в здании пандус или туалет для человека с инвалидностью. Список мест регулярно обновляется и пополняется. Добавить данные о доступности может как Яндекс, так и сами организации, а также любой пользователь Карт. Для этого нужно заполнить небольшую форму обратной связи и приложить фото.